город Москва |
|
27 ноября 2012 г. |
N А40-84824/12-145-106 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2012
по делу N А40-84824/12-145-106, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (филиал Северная железная дорога)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Корыхалова Н.Ю. по доверенности от 17.09.2012; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2012 признано незаконным и отменено постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федерального округу от 05.06.2012 по делу N 07-53-07/183 о привлечении к административной ответственности ОАО "Российские железные дороги" на основании ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание представитель заявителя жалобы не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества поддержал решение суда.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральном службы по надзору в сфере транспорта, на основании распоряжения ВрИО начальника УТАИ НОТБ СЗФО Ространснадзора N 353-р от 05.05.2012 проведена плановая выездная проверка станции Шексна Северной железной дороги филиала ОАО "РЖД", в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности, о чем составлен акт N 07-46-07/256 от 22.05.2012 и 28.05.2012 составлен протокол N 07-45-07 174.
05.06.2012 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 07-53-07/183, которым ОАО "РЖД" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30.000 руб.
Из оспариваемого постановления следует, что административное правонарушение выразилось в неисполнении обществом обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ), которым в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" является железнодорожная станция Шексна.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими Федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Исходя из требований ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч. 3 ст. 6 данного Закона категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397 определено, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Указанный порядок предназначен для ведения Федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации, реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16- ФЗ "О транспортной безопасности".
Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортные средства (п. 4 реестра).
В соответствии с п. 3 реестра компетентные органы включают в реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные п. п. 5 и 11 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ.
Согласно п. 11 реестра основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в реестр, внесение изменений в реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из реестра является решение компетентного органа.
Таким образом, обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на органы государственной власти, а не на объект транспортной инфраструктуры.
Пункт 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусматривает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно -правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 5.7 "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 предусмотрено, что обеспечение проведения оценки уязвимости субъектом транспортной инфраструктуры осуществляется в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов. Уведомление Росжелдора о присвоении станции соответствующей категории в адрес ОАО "РЖД" не поступало.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акт незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.
При этом оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры производится после осуществления категорирования и не входит в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, а относится к полномочиям компетентных органов.
Следовательно, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, или транспортного средства поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлен факт отсутствия категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконном возложении на субъект транспортной инфраструктуры обязанности по разработке плана обеспечения транспортной безопасности в отсутствие предшествующих этапов, осуществление которых не является компетенцией субъекта транспортной инфраструктуры.
Кроме того, по этой же причине не может быть установлена зона свободного доступа, перевозочный и технологический секторы.
Доводы апелляционной жалобы судом отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 51 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2012 по делу N А40-84824/12-145-106 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84824/2012
Истец: ОАО "РЖД" филиал Северная железная дорога, ОАО РЖД в лице Северной железной дороги- филиала ОАО РЖД
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СЗАО, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СЗФО