г. Саратов |
|
20 ноября 2012 г. |
Дело N А12-16884/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Жевак И.И., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Сельмаш Трейд" Брюховой В.Г., действующей по доверенности от 01.12.2011, представителя министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области Анциперова В.В., действующего по доверенности от 10.07.2012 N 25,
рассмотрев в открытом судебном заседании рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельмаш Трейд" (400039, г. Волгоград, ул. Ясноморская, д. 2, ОГРН 1035754002492, ИНН 5754002954)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 августа 2012 года по делу N А12-16884/2012 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельмаш Трейд" (400039, г. Волгоград, ул. Ясноморская, д. 2, ОГРН 1035754002492, ИНН 5754002954)
к министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-я Гвардейская, д. 12, ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сельмаш Трейд" (далее - ООО "Сельмаш Трейд", заявитель) с заявлением к министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее - управление, административный орган) от 07 июня 2012 года N 03-06/12-108 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 08 июня 2012 года N 453 Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области переименовано в министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Сельмаш Трейд" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, удовлетворить заявленные требования.
Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом установлено, что в нарушение предусмотренного пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, срока ООО "Сельмаш Трейд" не представило в управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области предложения (заявление) об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на 2013 год.
Административный орган квалифицировал допущенное нарушение по части 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
31 мая 2012 года административным органом в присутствии генерального директора ООО "Сельмаш Трейд" Антипова В.В. составлен протокол об административном правонарушении, которым зафиксировано допущенное правонарушение (т.1. л.д.17-18).
Копии протокола от 31 мая 2012 года об административном правонарушении и определения от 31 мая 2012 года о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получены генеральным директором ООО "Сельмаш Трейд" Антиповым В.В. в тот же день.
07 июня 2012 года административным органом вынесено постановление N 03-06/12-108 о привлечении ООО "Сельмаш Трейд" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены в присутствии генерального директора ООО "Сельмаш Трейд" Антипова В.В. (т.1 л.д.19-21).
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Нарушений административным органом не допущено.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "Сельмаш Трейд", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным в соответствии со статьёй 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Частью 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, на которое нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию, а также государственного контроля за применением тарифов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединённых в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
На момент совершения правонарушения органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области являлось Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области согласно пункту 1.1 Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, утверждённого постановлением Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 года N 674-п "Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области".
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, данная информация в Управление в указанный срок ООО "Сельмаш Трейд" не представлена.
В силу статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина ООО "Сельмаш Трейд" заключается в том, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для выполнения установленной обязанности, им не были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований о предоставлении сведений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, в установленный срок.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Сельмаш Трейд" не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность, фактически не относится к субъектам электроэнергетики в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", несостоятельны.
Постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 23 декабря 2011 года N 54/3 установлена необходимая валовая выручка, долгосрочные параметры регулирования и плановые значения показателей надёжности и качества услуг для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности на 2012-2014 годы.
В приложениях 1-3 к постановлению приведены таблицы с указанием экономических показателей территориальных сетевых организаций.
Под номером 35 в приложениях указана территориальная сетевая организация ООО "Сельмаш Трейд".
Постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 23 декабря 2011 года N 54/4 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год.
В приложениях 1-2 к постановлению указаны тарифы с календарной разбивкой для взаиморасчётов между сетевыми организациями, в том числе и тарифы для взаиморасчётов между ОАО "МРСК Юга" (филиал "Волгоградэнерго") и ООО "Сельмаш Трейд".
Постановлением Управления от 28 октября 2010 года N 23/1 установлены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, на 2011-2013 годы.
В приложении 3 к постановлению приводится перечень организаций осуществляющих передачу электрической энергии, где под номером 50 указано ООО "Сельмаш Трейд".
Таким образом, территориальная сетевая организация ООО "Сельмаш Трейд" обоснованно привлечена Управлением к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правомерным является и вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершённого заявителем правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.
Суд апелляционной инстанции считает, что обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая совершённого ООО "Сельмаш Трейд" деяния, отсутствуют.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что непредставление сведений заявителем не повлияло на установление Управлением необходимой валовой выручки на 2013 год, не является основанием для оценки совершённого правонарушения как малозначительного.
Как верно указал суд первой инстанции, существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причинённого непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Непредставление ООО "Сельмаш Трейд" в срок предложений (заявления) об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на 2013 год способствовало направлению в Федеральную службу по тарифам недостоверных сведений, что в свою очередь приведёт к некорректному установлению тарифов на электрическую энергию.
Кроме того, указанные обстоятельства приводят к тому, что уполномоченный орган не может полностью определить ситуацию в области электроснабжения, складывающуюся в регионе, возможный значительный рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии в случае обращения организации на регулирование на очередной год в следующем периоде регулирования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания для переоценки данного вывода суда первой инстанции отсутствуют.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятого решения. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 августа 2012 года по делу N А12-16884/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16884/2012
Истец: ООО "Сельмаш Трейд"
Ответчик: Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области
Третье лицо: Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области