г. Москва |
|
04 декабря 2012 г. |
Дело N А41-23556/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от истца: Администрация Серпуховского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен судом;
от ответчика: ТУ ФАУГИ в Московской области: представитель не явился, извещен судом;
3-и лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), индивидуальный предприниматель Крупеня Василий Иванович, представители не явились, извещены судом надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТУ ФАУГИ в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2012 года по делу N А41-23556/12, принятое судьей Нечаевой С.В., по иску (заявлению) Администрация Серпуховского района к Территориальное управление Росимущества по Московской области о признании право собственности Российской Федерации отсутствующим на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Серпуховского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ, ТУ Росимущества в Московской области) о признании право собственности Российской Федерации отсутствующим на земельный участок с кадастровым номером 50-32-15-877 площадью 30 кв.м., расположенный в с. Турово Серпуховского района, категория земель - "земли населенных пунктов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), индивидуальный предприниматель Крупеня Василий Иванович.
Решением от 21 августа 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок предоставлен администрацией предпринимателю для установки палатки по продаже хлебо-булочных изделий. не имеется. Оснований для отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации не имеется.
Не согласившись с решением суда, ТУ ФАУГИ по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит о его отмене как принятого с нарушением п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", п. 1, 2 ст. 214 ГК РФ, п. 10 ст. 3 ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ФЗ от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации". По мнению ТУ ФАУГИ по МО, администрацией не доказано нарушение вещных прав на земельный участок, а требования направлены на восстановление права распоряжения спорным земельным участком на будущее время, что неправомерно.
Однако эти существенны обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, возражений против рассмотрения дела в их отсутствие суду не представили.
Рассмотрев повторно в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалах дела оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что 15 мая 2000 года, на основании Постановления Главы Серпуховского района от 15.05.2000 г. N 494 "О предоставлении земельного участка в аренду частному предпринимателю Крупеня Василию Ивановичу" предпринимателем Крупеня В.И. заключен договор аренды земельного участка от N 143 (далее - договор аренды), предметом которого явился земельный участок с кадастровым номером 50-32-15-877 площадью 30 кв.м., расположенный в с. Турово Серпуховского района, категория земель - "земли населенных пунктов".
Вышеуказанный Договор аренды 15 января 2011 года, зарегистрирован в установленном законом порядке Московской областной регистрационной палатой, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись N 50-01-32-8.504.1.
Постановлением Главы Серпуховского района от 24.09.2001 г. N 1064 и Постановлением Главы Серпуховского района от 29.05.2003 N 700 вышеуказанный Договор аренды сторонами пролонгирован.
О продлении срока действия договора аренды, а также об изменении порядка расчета между сторонами заключались следующие дополнительные соглашения:
- N 1 от 28.02.2001 г. (зарегистрировано 05 мая 2001 года Московской областной регистрационной палатой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 50-01.32-03.2001-476.1); N 2 от 18.04.2002 г. (зарегистрировано 18 апреля 2002 года Московской областной регистрационной палатой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 50-01.32-02-49); N 3 от 17.01.2003 г. (зарегистрировано 29 марта 2003 года Московской областной регистрационной палатой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 50-01.32-02.2003-225.1);
- N 4 от 04.06.2003 (зарегистрировано 27 августа 2003 года Московской областной регистрационной палатой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 50-01/32-09/2003-496.1).
Исходя из документов, представленных в материалы дела, Постановление Главы Серпуховского района от 15.05.2000 г. N 494, Договор аренды земельного участка, дополнительные соглашения к договору аренды заинтересованными лицами оспорены не были.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 марта 2012 года N 32/010/2012-65 правообладателем вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 50-32-15-877 площадью 30 кв.м., расположенный в с. Турово Серпуховского района, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под магазин" является Российская Федерация.
Истец, считая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно, в нарушение действующего законодательства, обратился в суд с рассматриваемым иском.
Оценив доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
В выписке из ЕГРП от 23 марта 2012 года N 32/009/2012-65 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50-32-15-877 площадью 30 кв.м., расположенного в с. Турово Серпуховского района, категория земель - "земли населенных пунктов" указана - Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
В соответствии с пунктом 52 абзаца 4 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.10г. N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Из части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации права собственности Российской Федерации, следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Доказательств наличия оснований для регистрации права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией в материалы дела не представлено.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности. В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом, регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено. Также судом установлено отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Права всех собственников защищаются равным образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 ГК РФ).
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Судом установлено отсутствие оснований для признания за Российской Федерацией права на спорный участок, с учетом нахождения спорного объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером 50-32-15-877 площадью 30 кв.м., расположенный в с. Турово Серпуховского района, категория земель - "земли населенных пунктов" во "владении" фактическом пользовании индивидуального предпринимателя Крупени Василия Ивановича под установку палатки для продажи хлебо-булочных изделий.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21 августа 2012 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-23556/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23556/2012
Истец: Администрация Серпуховского муниц. р-на, Администрация Серпуховского района
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: ИП Крупеня В. И., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области