г. Томск |
|
30 октября 2012 г. |
Дело N А03-7544/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Н. В. Марченко,
судей М.Ю. Кайгородовой, Т.В. Павлюк.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А. Н. Рябчиковой,
при участии:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 июля 2012 года по делу N А03-7544/2012 (судья А. В. Хворов)
открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (ОГРН 1092224002331, ИНН 2224132840),
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОРГН 1037739085636, ИНН 7710168360)
третьи лица: Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике; Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району; Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Славгорода Алтайского края
о взыскании 50 000 руб. 00 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (далее - ОАО "Алтайэнерго") обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 81 095 руб. 87 коп. убытков за период с октября 2010 года по декабрь 2011 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике; Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району (в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 06.06.2012 года N 307 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 16.10.2009 года N 435" переименовано в Управление социальной защиты населения по городу Славгороду); Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Славгорода Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 31.07.2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы указано, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком; убытки должны компенсироваться из бюджета субъекта Российской Федерации как расходные обязательства Алтайского края, которые возникают из принятого им нормативно-правового акта. По мнению заявителя жалобы, суд незаконно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 2000 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В отзыве Комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на апелляционную жалобу указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, несостоятельность доводов жалобы.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с октября 2010 года по декабрь 2011 года ОАО "Алтайкрайэнерго" отпускало, проживающим в городе Славгороде и Славгородском районе Алтайского края гражданам электроэнергию с учетом льготы, предусмотренной Указом Президента РФ N 431 от 05.05.1992г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
Актами выполненных работ, реестрами сведений о предоставлении льгот многодетным семьям подтверждается наличие невозмещенных затрат, понесенных ОАО "Алтайкрайэнерго" в результате предоставления льгот в спорный период, в сумме 81 095 руб. 87 коп.
Невозмещение ОАО "Алтайкрайэнерго" расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой исходил из того, что мера социальной поддержки многодетным семьям предусмотрена федеральным законодательством; органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения спорных расходов; фактические расходы общества по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме; расходы на реализацию названных льгот в отсутствие правового регулирования порядка их финансирования относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанций являются правомерными и соответствуют материалам дела.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента РФ N 431 для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента РФ от N 431 Минфину России совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом.
В пункте 2 совместного письма Минфина России и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" установлено, что скидки на оплату за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производятся за счет средств местных бюджетов.
Однако, указанный пункт названного письма решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 признан недействующим.
Следовательно, действующим законодательством не установлен порядок компенсации льгот многодетным семьям, предоставленных на основании Указа.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.2002 N 68-О указал, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникших при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предусмотренные Указом Президента РФ N 431 меры социальной поддержки является расходными обязательствами Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковое требование ОАО "Алтайкрайэнерго".
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Доказательств перечисления в указанный период в бюджет Алтайского края денежных средств для возмещения расходов в полном объеме на предоставление названных льгот Минфином не представлено.
По мнению Минфина России, он как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчика освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Между тем освобождение от уплаты государственной пошлины по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Доводы ответчика, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 июля 2012 года по делу N А03-7544/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7544/2012
Истец: ОАО "Алтайкрайэнерго"
Ответчик: .Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ УФК по Алтайскому краю, УФК по Алтайскому краю
Третье лицо: .Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитет администрации г. Славгорода по финансам,налоговой и кредитной политике, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Славгорода Алтайского края, Управление социальной защиты населания по г. Славгороду и Славгородскому району, Управление социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району