г. Владивосток |
|
28 ноября 2012 г. |
Дело N А51-11553/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-9018/2012, 05АП-9020/2012
на решение от 28.08.2012 года
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-11553/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сезон" (ИНН 2536200830, ОГРН 1082536004506)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812)
о признании незаконным решения от 28.02.2012 N 1187Д
третье лицо департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
при участии:
от администрации г. Владивостока: Талько А.А., представитель по доверенности от 26.12.2011 N 1-3/4740, сроком действия до 31.12.2012; удостоверение N 4054;
от управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Талько А.А., представитель пол доверенности от 10.01.2012 N 27/1-1-13, сроком действия до 31.12.2012; удостоверение N 4054;
ООО "Сезон", департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края не явились
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сезон" (далее по тексту - заявитель, ООО "Сезон", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (далее по тексту - администрация, ответчик) от 28.02.2012 N 1187Д об отказе ООО "Сезон" в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 4100 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Ватутина, 26 для целей, не связанных со строительством "для размещения парка отдыха" на кадастровом плане территории и обязании управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - УГА г. Владивостока, УГА) принять решение об утверждении и выдаче ООО "Сезон" схемы расположения земельного участка площадью 4100 кв.м по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Ватутина, 26 для целей, не связанных со строительством, на кадастровом плане территории.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент, третье лицо).
Решением от 28.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.08.2012, администрация и УГА г. Владивостока просят его отменить как незаконное и необоснованное. Доводы апелляционных жалоб ответчиков аналогичны и состоят в следующем. Суд первой инстанции не дал оценку доводам администрации о том, что заявителем пропущен срок обжалования, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ. Заявитель испрашивал земельный участок площадью 3000 кв.м, что существенно меньше установленной площади планировочных районов согласно пункту 10.16 Постановления главы г. Владивостока от 10.02.2011 N 111 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа", которая должна быть не менее 10 га, в связи с чем утверждение схемы испрашиваемого земельного участка будет противоречить градостроительному регламенту и проекту планировки г. Владивостока. Таким образом, заявителем нарушена форма заявления, установленная пунктом 1.3 Регламента. При этом согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и расположение парков на территории муниципального образования находится в ведении его администрации и предоставление земельного участка для указанных целей юридическому лицу противоречит указанным нормам. Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) заявителем испрашивался земельный участок площадью 3000 кв.м, в то время как в проекте расположения границ земельного участка его площадь составляет 4100 кв.м. В свою очередь обществом изменения в заявление, уточняющие площадь испрашиваемого земельного участка, не вносились.
Общество, департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционные жалобы ответчиков в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Представитель администрации и УГА г. Владивостока в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб, решение суда первой инстанции просит отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
25.10.2011 ООО "Сезон" обратилось с заявлением в департамент о предоставлении земельного участка приблизительной площадью 3000 кв.м, расположенного в районе ул. Ватутина, 26 в г. Владивостоке, в аренду сроком на десять лет, для целей не связанных со строительством: для размещения парка культуры и отдыха.
02.12.2011 в департамент от заявителя поступило дополнительное заявление с уточенным расположением земельного участка и целью использования: для размещения парка отдыха и площадь участка: ориентировочно 4000 кв.м.
В ответ на указанные обращения департаментом 01.02.2012 было направлено обращение (исх. N 29/06/02-13-2086) главе администрации г. Владивостока для рассмотрения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка ООО "Сезон".
15.02.2012 ООО "Сезон" обратилось с заявлением в УГА г. Владивостока с заявлением в дополнение к обращению департамента от 01.02.2012 N 29/06/02-13/2086 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в районе ул. Ватутина, 26 г. Владивостока ориентировочной площадью 4100 кв.м, для целей не связанных со строительством: для размещения парка отдыха.
Письмом от 28.02.2012 N 1187Д администрация г. Владивостока отказала обществу в утверждении схемы расположения земельного участка, сославшись на то, что в ходе рассмотрения представленного пакета документов установлено противоречие в части площади испрашиваемого земельного участка в районе ул. Ватутина, 26, а именно площадь согласно схеме расположения земельного участка составляет 4100 кв.м, в то время как согласно направленному заявлению ООО "Сезон" в адрес департамента, площадь составляет 3000 кв.м.
Посчитав, что отказ администрации г. Владивостока является незаконным и нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Сезон" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчиков, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах ответчиков, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод администрации о том, что заявителем пропущен срок обжалования, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, коллегией проверен и отклонен в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Приморского края 05.06.2012 согласно входящему штампу суда, отправлено заявление в суд 02.06.2012 согласно почтовому штемпелю на конверте.
Оспариваемое решение администрации от 28.02.2012 N 1187Д поступило в адрес заявителя 13.03.2012 согласно почтовому штемпелю на конверте, и с этого момента заявителю стало известно о нарушении их прав и законных интересов данным решением.
Таким образом, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, и исчисляемый в соответствии с положениями части 4 статьи 113, части 2 статьи 114 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование истекал 14.06.2012 и обществом не пропущен.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В рассматриваемом случае общество 25.10.2011 в порядке статьи 34 ЗК РФ обратилась в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка приблизительной площадью 3000 кв.м, расположенного в районе ул. Ватутина, 26 в г. Владивостоке, для целей не связанных со строительством: для размещения парка культуры и отдыха. При этом 02.12.2011 общество представило в департамент дополнительное заявление с уточенным расположением земельного участка и целью использования: для размещения парка отдыха и площадь участка: ориентировочно 4000 кв.м.
Департамент направил указанные заявление общества в администрацию г. Владивостока для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Согласно пункту 1 статьи 30 Устава г. Владивостока от 06.05.2010 администрация города Владивостока является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, наделенным этим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Решением Думы г. Владивостока N 259 от 03.04.2009 было утверждено Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 этого Положения управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры. УГА является юридическим лицом.
В силу пункта 4.18 названного Положения для реализации возложенных задач и функций УГА наделяется рядом полномочий, в том числе утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Регламент), целью которого является повышение качества рассмотрения заявлений, поступающих в администрацию города Владивостока по вопросам утверждение схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является:
- издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- отказ в предоставлении услуги.
Согласно пункту 2.8 Регламента основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: - в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; - несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
В рассматриваемом случае основанием для принятия оспариваемого заявителем решения об отказе в утверждении и выдаче схемы размещения земельного участка явилось установление противоречия в части площади испрашиваемого земельного участка.
Коллегия считает данное основание незаконным в силу следующего.
Как установлено коллегией из материалов дела и изложено выше по тексту постановления на момент обращения департамента в администрацию с целью утверждения заявителю схемы расположения земельного участка у департамента, а соответственно и администрации имелось, в том числе заявление общества об уточнении приблизительной площади испрашиваемого земельного участка как 4000 кв.м, которая в дальнейшем при изготовлении схемы участка была уточнена и составила 4100 кв.м, о чем УГА было дополнительно сообщено заявителем письмом от 15.02.2012 (входящий номер 1187д).
Указание в уточненном заявлении общества в департамент ориентировочной площади испрашиваемого участка как 4000 кв.м, а не 4100 кв.м, не имеет в данном случае правового значения, поскольку указанная площадь участка являлась ориентировочной и приблизительной.
В связи с эти не соответствует действительности указание администрации в оспариваемом отказе на установление противоречия в части площади испрашиваемого земельного участка.
Также коллегией отклонятся как несостоятельный довод заявителей апелляционных жалоб о том, что заявителем нарушена форма заявления, установленная пунктом 1.3 Регламента.
В силу положений статьи 85 ЗК РФ использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, земельный участок в районе ул. Ватутина, 26, испрашиваемый ООО "Сезон", расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами.
Согласно пункту 2 статьи 25 указанных Правил землепользования и застройки одним из основных видов разрешенного использования данной территориальной зоны является также размещение парков.
В связи с этим коллегией не принимается ссылка заявителей жалоб на то, что согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и расположение парков на территории муниципального образования находится в ведении его администрации и предоставление земельного участка для указанных целей юридическому лицу противоречит указанным нормам.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, согласно письму УГА от 02.08.2012 N 27/2-4-2191 подготовка документации по планировке территории в районе ул. Ватутина, 26 не производилась, что свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не рассматривал вопрос о возможности размещения парка на спорной территории, что, однако, не запрещает заинтересованному лицу претендовать на получение земельного участка для размещения парка только по той причине, что органами местного самоуправления не принималось решение о создании парка отдыха на определенной территории.
Относительно ссылки заявителей апелляционных жалоб на то, что заявленная обществом площадь земельного участка меньше установленной площади планировочных районов согласно пункту 10.16 Постановления главы г. Владивостока от 10.02.2011 N 111 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа", которая должна быть не менее 10 га, коллегия считает, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в утверждении заявителю схемы расположения земельного участка.
Таким образом, поскольку отказ в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4100 кв. м, расположенного в районе ул. Ватутина, 26 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством: для размещения парка отдыха, не соответствует требованиям ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, с учетом пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, удовлетворил требования заявителя.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, коллегией апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2012 по делу N А51-11553/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11553/2012
Истец: ООО "Сезон"
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8412/13
25.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-219/13
19.02.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9018/12
28.11.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9018/12
28.08.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-11553/12