г. Чита |
|
21 ноября 2012 г. |
дело N А78-1524/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюхунбин Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НИКА" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 августа 2012 года по делу N А78-1524/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НИКА" (ОГРН 1097746114652, ИНН 7731624007) к Читинской таможни (ОГРН 1027501148553, ИНН 7505000421) о признании незаконным решений о классификации товара,
(суд первой инстанции: судья Клишина Ю.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "НИКА" - не явился, извещён;
от Читинской таможни - Лихановой Н.В., представителя по доверенности N 01-68/06795 от 28.04.2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НИКА" (далее - ООО "НИКА", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Читинской таможне (далее - Таможенный орган) с заявлением о признании незаконными решений о классификации товара N 0003099/00001/000 от 05.12.2011, N 0001776/00001/000 от 05.12.2011, N 0002046/00001/000 от 09.12.2011 вынесенными в отношении ООО "НИКА".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "НИКА" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном применении норм материального права. По мнению ООО "НИКА" суд неправильно применил нормы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТНВЭД). Таможенным органом не доказана законность решения о квалификации товара, а значит оно не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества.
Читинская таможня в представленном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решения законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству. ООО "НИКА" представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя таможенного органа, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "НИКА" зарегистрировано в качестве юридического лица, и внесено в единый государственный реестр юридических лиц - N 1097746114652 (том 1, л. д.12-13.)
02 февраля 2011 года ООО "НИКА" и ОАО ТД "РЖД" заключили договор поставки N 3641/11, пунктом 1.1. которого "Продавец обязуется передать в собственность покупателя, а Покупатель принять и оплатить изделия из черных металлов, именуемые в дальнейшем по тексту договора Товар, образованные с использованием запатентованного способа разделки рельс (изобретение N 2221914), права на использования которого предоставлены Продавцу по лицензионному договору от 18.01.2011 N 110118".
07 февраля 2011 года ООО "НИКА" (Продавец) и "Baltimos Accets Corp." (Покупатель) был заключен внешнеэкономический контракт N 1, по которому п. 1.1. "Продавец обязуется передать Покупателю в собственность, а Покупатель обязуется принять и оплатить на условиях настоящего контракта товар, наименование, ассортимент, количество и цена которого указываются в Приложениях к контракту, являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта". Приложением N 1 от 17.02.11 поставке подлежали специальные профили прочие: Заготовка товарная по ТУ 0910-001 - 46991102-2008 на условиях EXW Чита и EXW Уссурийск.
17 февраля 2011 года ООО "НИКА" (Агент) и "Baltimos Accets Corp." (Принципал) заключен агентский договор N 1, по которому "Агент обязуется от своего имени, но за счет Принципала, осуществлять в течение срока действия настоящего договора таможенное оформление товаров, право собственности на которые переходит к Принципалу по внешнеэкономическому контракту N 1 от 07.02.2011, заключенного ранее сторонами, а также оплату всех связанных с этим платежей и иных сборов. Принципал обязуется оплатить услуги по агентированию".
Во исполнение вышеуказанных контрактов обществом на Читинский таможенный пост Читинской таможни 28.03.2011 была подана ДТ N 106120050/280311/0001776, 06.04.2011 была подана ДТ N 106120050/060411/0002046, 17.04.2011 была подана ДТ N 06120050/150511/0003099 на товар, перемещаемый железнодорожным транспортом в КНР.
В графе 31 указанных деклараций общество указало товар: Специальные профили прочие: заготовка товарная по ТУ 0910-001-46991102-2008, код товара 7228 70 900 0 ТН ВЭД ТС. Данный код ТН ВЭД относится к группе товаров 7228 (72 группа "черные металлы", подгруппа "н" - "уголки, фасованные, специальные профили").
В подтверждение правильности заявленного кода товара декларантом были представлены: Технические условия ТУ 0910-001-46991102-2008, патенты на изобретение N N 2221914, 2221915, акт экспертизы N 107-01-00076 от 14.03.2011, сертификат соответствия POCC RUAE.88.H 000230.
В ходе таможенного оформления товара таможенным органом был произведен таможенный осмотр представленного к таможенному декларированию товара.
Актом таможенного осмотра N 10612050/160511/000299 установлено, что "в ж\д полувагоне, в пределах видимости и в рамках таможенного досмотра, находились металлические, вытянутые фрагменты, не окрашенные, с "Т"-образным сечением. Все фрагменты со следами поверхностной коррозии, некоторые металлические фрагменты имеют сколы и неровные срезы, фрагмент в связках".
Актом таможенного осмотра N 10612050/280311/000190 установлено, что "в ж\д полувагоне, в пределах видимости и в рамках таможенного досмотра, находились металлические, вытянутые фрагменты, не окрашенные, с сечением, напоминающим головку рельсов. Все фрагменты со следами поверхностной коррозии, некоторые металлические фрагменты имеют сколы и неровные срезы, фрагмент в связках".
Актом таможенного осмотра N 10612050/060411/000207 установлено, что "в ж\д полувагоне, в пределах видимости и в рамках таможенного досмотра, находились металлические, вытянутые фрагменты, не окрашенные, с сечением неправильной формы Все фрагменты со следами поверхностной коррозии, по всей длине фрагментов и на торцах присутствуют следы срезов, некоторые металлические фрагменты имеют сколы и неровные срезы".
С целью идентификации товара таможенным органом были приняты решения о назначении таможенной экспертизы на заявленный товар.
Весь товар был выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей.
По результатам экспертиз (заключение эксперта от 02.11.2011 N 3-0-1969-11, от 17.11.2011 N 3-0-1980-11, от 17.11.2011 N 3-0-1972-11) сделаны следующие выводы:
-аналитические образцы товара:
а) представляют собой фрагментированный отрезок подошвы с шейкой и отрезок головки бывшего в употреблении рельса, со следами эксплуатации, поверхностной коррозией, без признаков обработки по линии фрагментации (излома),
б) не обладают свойствами заготовок-блюмов и слябов,
в) не имеют приближенной формы и очертаний готовых изделий ;
г) не относятся к специальному профилю.
На основании указанных заключений Читинской таможней приняты решения о классификации товара N 0003099/00001/000 от 05.12.2011, N 0001776/00001/000 от 05.12.2011, N 0002046/00001/000 от 09.12.2011, в соответствии с которыми код товара, указанный в ДТ был классифицирован в товарной подсубпозиции 7204 49 9 000 0 ТН ВЭД ТС (Отходы и лом черных металлов).
В результате принятия указанных классификационных решений ставка вывозной таможенной пошлины составила 15%, но не менее 15 евро, и с общества был взыскан денежный залог в счет уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с принятыми таможенным органом решениями о классификации товара, ООО "НИКА" обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Оценив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
В соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
Согласно части 1 статьи 52 ТК ТС, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утвержден Единый таможенный тариф Таможенного союза, содержащий Основные правила интерпретации ТН ВЭД, свод ставок таможенных пошлин, описание и кодирование товаров согласно разделам, группам, товарным позициям, субпозициям.
Классификация товаров в соответствии с ТНВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТНВЭД (ОПИ ТНВЭД).
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.
В соответствии с Правилом 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Примечанием 8 "а" к разделу XV ТНВЭД установлено, что в данном разделе термин "отходы и лом" означает - металлические отходы и лом, полученные в процессе производства или механической обработки металлов, а также металлические изделия, окончательно не пригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены, вследствие поломки, разрезов, износа или других причин, являются - "отходом и ломом".
В заключениях эксперт идентифицирует декларируемый товар как "отрезки бывших в употреблении рельсов", в силу чего они не могут использоваться как рельсы, так как в соответствии с пунктом 6.7 ГОСТ Р 51685-2000 "Рельсы железнодорожные. Общие технические условия", в рельсах не допускаются расслоения (остатки усадочной раковины и подусадочной рыхлости), внутренние трещины, пятнистая ликвация, темные и светлые корочки, инородные металлические и шлаковые включения.
Место расположения, размер и характер других дефектов макроструктуры должны соответствовать нормам, установленным шкалами макроструктуры рельсов, согласованным с потребителем.
Из статьи 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, относятся к отходам производства и потребления.
Руководствуясь правилами 1 и 6 ОПИ ТНВЭД, исходя из сведений, содержащихся в таможенной декларации и приложенному к ней пакетом документов, акте таможенного осмотра и экспертизе ЭКС г. Иркутска, и исходя из того, что к таможенному оформлению представлены рельсы железнодорожные, бывшие в употреблении и окончательно не пригодные к использованию в том качестве, для которого они предназначены, вследствие их разреза, Читинская таможня правомерно приняла вышеуказанное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД в товарной подсубпозиции 7204499000, как лом черных металлов.
ООО "НИКА" в графе 31 ДТ заявлен товар "Специальные профили прочие: заготовка товарная по ТУ 0910-001-46991102-2008", данный товар указывается как "специальный профиль" и "заготовка товарная".
В соответствии с примечанием 1 "н" к 72 товарной группе ТН ВЭД ТС: "уголки, фасонные и специальные профили" - изделия, имеющие одинаковое сплошное поперечное сечение по всей длине, которые не подпадают ни под одно из определений в пунктах (и), (к), (л) или (м) или под определение проволоки.
В соответствии с пояснениями к товарной позиции 7228 ТН ВЭД, положения пояснений к товарным позициям 7214 - 7216 применимы, mutatis mutandis, к продукции данной товарной позиции.
Согласно пояснениям к товарной позиции 7216 ТН ВЭД ТС, уголки, фасонные и специальные профили обычно производят горячей прокаткой, горячим волочением, горячим экструдированием, горячей ковкой, ковкой блюмов или заготовок.
В данную товарную позицию включаются изделия, которые прошли холодную деформацию или отделку в холодном состоянии (например, холодное волочение и т.п.),
а также уголки, фасонные и специальные профили, изготовленные на профилегибочном стане или на штамповочном прессе.
Исходя из чего, экспертом однозначно сделан вывод о том, что "спорный" товар не относится к специальному профилю.
Также очевидно, что изображения товаров, имеющиеся на фотоснимках, приложенных к акту таможенного осмотра, не имеют очертаний каких либо готовых изделий.
В соответствии с Правилом 2 "а" ОПИ, любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара.
Согласно пояснениям ТН ВЭД к данному правилу его положения также распространяются на заготовки, если они не выделены в конкретную товарную позицию. Термин "заготовка" означает изделие, не готовое для непосредственного использования, имеющее приблизительную форму или очертания готового изделия или части, и которое может быть использовано, кроме исключительных случаев, только для доработки в готовое изделие.
Ни в одном из текстов товарных позиций 72 и 73 товарных групп ТН ВЭД ТС нет термина "заготовки". Не определен данный термин в примечании к 15 разделу и к группам 72 и 73 ТН ВЭД.
С учетом изложенных обстоятельств, Правило 2 "а" ОПИ в данном случае не применимо, соответственно декларируемые товары не могут быть классифицированы в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ТС, как "изделия из черных металлов".
То обстоятельство, что заявленный в декларации товар предназначен для дальнейшего использования путем горячего проката или ковки, не имеет правового значения для целей классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, поскольку из содержания примечания 8 "а" к разделу 15 ТН ВЭД следует, что определяющим при отнесении товара к позиции 7204 49 "отходы и лом" является установление факта непригодности изделий к дальнейшему использованию именно в том качестве, для которого они предназначены изначально.
Отрезки бывших в употреблении рельс не могут использоваться как рельсы, в соответствии с ГОСТ Р 51685-2000, на который есть ссылка в ТУ 0910-001-46991102-2008, рельсы не могут быть разрезанными, не должны иметь расслоений и внутренних трещин.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции, о том что товары, сведения о которых были заявлены в декларации, в первоначальном своем качестве - в качестве железнодорожных рельсов не пригодны для использования по причине их разделки и разрезов, в соответствии с Основными правилами интерпретации должны классифицироваться в товарной подсубпозиции 7204 49 900 0 ТН ВЭД ТС (Отходы и лом черных металлов _ прочие).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ООО "НИКА" о том, что код поставляемого товара соответствует ТУ 0910-001-46991102-2008, ввиду его несостоятельности, поскольку наличие технических условий на изготовление изделия само по себе не является основанием для определения кода товара по ТНВЭД, так как классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТНВЭД (ОПИ ТНВЭД), исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, а не из соответствия товара каким-либо техническим условиям.
Суд первой инстанции правильно указал, что патенты на изобретение N N 2221914, 2221915, а также сертификат соответствия не могут являться документами, подтверждающими правильность определения заявителем классификационного кода по ТНВЭД. Указанные патенты подтверждают государственную регистрацию изобретения и определяют право патентообладателя на способ разделки рельс (в т. ч. на мерные отрезки). Из указанных патентов не следует вывод о правильности классификации товара, поскольку изобретением является способ, применяемый для разделки рельс, используемых в качестве сырья (исходного материала) для последующего изготовления
изделий по ТУ.
Документом, необходимым и используемым при таможенном оформлении товаров, является сертификат соответствия, подтверждающий осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов, указывается в графе 44 ГТД под пунктом 6.
Данный сертификат является документом добровольной сертификации.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для целей таможенного оформления продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, Правительством РФ на основании технических регламентов утверждаются Списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
На основании утвержденных Списков с указанием кодов товаров по ТН ВЭД России таможенные органы требуют при таможенном оформлении сертификат соответствия. Сертификат добровольной сертификации не является документом, подтверждающим проведение обязательной сертификации при выпуске товаров на таможенную территорию РФ, контроль за подтверждением которой на ввозимые товары возложен на таможенные органы, сертификат предназначен для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договора.
При этом добровольное подтверждение соответствия определено статьей 21 Федерального закона "О техническом регулировании", обязательное подтверждение соответствия - статьей 23 указанного закона.
Заключение эксперта, представленное декларантом при таможенном оформлении, также не является доказательством правильности классификации товара, так как заключение лишь подтверждает соответствие товара техническим условиям.
Статьей 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, в рассматриваемом случае, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД.
При таможенном оформлении ООО "НИКА" был представлен акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Забайкальского края N 107-01-00076 от 14.03.2011 о том, что на основании проведенных исследований: объекты экспертизы - заготовки товарные пригодны для горячей ковки и горячего переката (том 5, л. д. 38).
Данным актом экспертизы установлено соответствие заготовок товарных требованиям ТУ 0910-001-46991102-2008.
Из содержания акта экспертизы усматривается, что экспертами исследовались иные образцы товаров, нежели перемещаемые в данной партии по названным ДТ, в то время как таможенным органом исследовались именно образцы товара по указанным ДТ, отобранные в ходе таможенного оформления.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что указанные заключения, представленные заявителем, не могут быть рассмотрены в качестве документов, определяющих классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД на момент его таможенного декларирования.
Представленная ООО "НИКА" импортная таможенная декларация КНР в подтверждение того, что китайский партнер также при декларировании ввозимого товара указал код ТН ВЭД 7228709000, сама по себе не опровергает вышеприведенных доводов, и не свидетельствует о правильности его указания в импортной таможенной декларация КНР.
У арбитражного суда нет оснований сомневаться в правомерности и обоснованности заключений таможенных экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Иркутск.
Из указанных заключений следует, что они выданы двумя экспертами, имеющими соответствующую квалификацию и специальности - производство идентификационных экспертиз, связанных с установлением физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД ТС, металлов, сплавов и изделий из них, большой стаж работы (14 и 8 лет) и экспертные свидетельства на проведение таможенных экспертиз. Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперты предупреждены.
Заключения даны на основе внешнего осмотра товара, его физических и химических свойств, с применением справочных материалов. Представленный на экспертизу фрагмент исследован методом рентгеноспектрального анализа на приборе "СПЕКТРОСКАН МАКС GV".
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства и пришел к законному и обоснованному выводу, что оспариваемые решения таможенного органа не нарушают прав и законных интересов заявителя и приняты им в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 августа 2012 года по делу N А78-1524/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 августа 2012 года по делу N А78-1524/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1524/2012
Истец: ООО "НИКА"
Ответчик: Читинская таможня