город Омск |
|
21 ноября 2012 г. |
Дело N А75-2197/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Зориной О.В., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.11.2012 - 14.11.2012 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9167/2012) открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие", ОГРН 1028600944250, ИНН 8603089941 (далее - ОАО "ННП"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.09.2012 по делу N А75-2197/2012 (судья Истомина Л.С.), принятое
по заявлению ОАО "ННП"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югры; административный орган; заинтересованное лицо)
о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2012 N 283-ОК/34, представления от 16.02.2012 N 50-ОК/34,
при участии в судебном заседании:
от Общества - после перерыва Шарапова Н.С. по доверенности от 30.08.2012 N 01-Д/131, действительной по 31.01.2013 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от административного органа - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом,
установил:
ОАО "ННП" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к Управлению Росприроднадзора по ХМАО-Югры о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2012 N 283-ОК/34 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в размере 100 000 руб., а также представления от 16.02.2012 N 50-ОК/34.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.09.2012 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В качестве правового обоснования принятого решения, суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных им требований.
Податель апелляционной жалобы указывает на отсутствие в его действиях объективной стороны вменяемого правонарушения.
Общество считает, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющее значение для рассмотрения настоящего дела, а также заключены выводы, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель обращает внимание на то, что им предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению действующего природоохранного законодательства.
Представитель административного органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, сославшись на соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные пояснения к ней, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "ННП" в процессе осуществления хозяйственной деятельности эксплуатирует шламовые амбары, являющиеся объектами размещения опасных отходов - бурового шлама. Отходы размещены и хранятся в шламовых амбарах на кустовых площадках N 15, N 10, N 21б (согласно нумерации административного органа в оспариваемом постановлении) Пермяковского месторождения нефти.
Количество размещенных отходов в шламовых амбарах Пермяковского месторождения нефти составляет:
- в шламовом амбаре куста 10 - 1030 тонн;
- в шламовом амбаре куста 15 - 1759 тонн;
- в шламовом амбаре куста 21б - 20000 тонн.
Объекты размещения отходов внесены в Реестр объектов размещения отходов с присвоением регистрационных номеров: куст 10 - регистрационный номер 14314; куст 15 - регистрационный номер 14313; куст 21б - регистрационный номер 14315 (т. 2 л.д. 99-100).
Административным органом установлено, что в нарушение требований природоохранного законодательства ОАО "ННП" не ведет мониторинг и не наблюдает за состоянием загрязнения подземных вод на земельных участках, занятых под размещением отходов. Сети наблюдательных скважин за контролем о состоянии и наличии загрязнения подземных вод отсутствуют.
Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре по данному факту определением от 08.12.2012 N 1919 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 3 л.д. 33-34).
Определением от 10.01.2012 срок административного расследования продлен до 08.02.2012 (т. 3 л.д. 40).
03.02.2012 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 243-ОК/34 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ (т. 3 л.д. 88-94).
16.02.2012 административным органом вынесено постановление N 283-ОК/34 о назначении административного наказания, согласно которому ОАО "ННП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. (т. 1 л.д. 137-141).
16.02.2012 заявителю выдано представление N 50-ОК/34 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (т. 1 л.д. 142), которым Обществу предписано принять меры по устранению выявленных нарушений, выразившихся в не проведении мониторинга за состоянием загрязнения подземных вод по объектам размещения отходов.
Полагая, что упомянутые выше постановление и представление нарушают права и законные интересы ОАО "ННП", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующими требованиями.
06.09.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора, либо иного документа являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Требования по охране окружающей среды, которые должны выполняться в процессе эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены частью 2 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ и предусматривают для юридических лиц обязанности по соблюдению нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проведению мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Вышеуказанный правовой акт регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
В соответствии со статьей 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение в целях уменьшения количества их образования.
Из вышепроцитированных правовых норм следует, что лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать установленные требования к размещению отходов, а также к объектам размещения отходов, в том числе осуществить создание объекта размещения отходов на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; произвести определение места строительства таких объектов на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; внести объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что Общество не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на кустовых площадках N 15, N 10, N 21б Пермяковского месторождения нефти.
Суд первой инстанции поддержал данную позицию административного органа.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с судом первой инстанции, поскольку соблюдение Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства подтверждается нижеследующими доказательствами.
На кустовой площадке N 15 Пермяковского месторождения, в отношении которого была осуществлена проверка на предмет соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, обезвреживании, транспортировании, размещении и иными опасными веществами, отсутствует шламовый амбар.
Указанное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами:
- письмом ОАО "ННП" N 25-277 от 19.08.2011 озаглавленное как "О направлении документов", в котором изложена просьба Общества внести в Федеральный государственный реестр объектов размещения отходов шламовые амбары, в том числе шламовый амбар, расположенный на кустовой площадке N 15б Пермяковского месторождения (т. 2 л.д. 104);
- письмом Управления Росприродназдзора по ХМАО-Югре N 03-1/6406 от 13.10.2011 (т.2 л.д. 99 оборотная сторона, 100) о внесении в Федеральный государственный реестр объектов размещения отходов вышеуказанного шламового амбара с присвоением ему регистрационного номера N 14313 (при этом при регистрации допущена ошибка и шламовый амбар зарегистрирован с месторасположением на куст N 15 Пермяковского месторождения);
- проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО "ННП" (далее - ПНООЛР) (т. 2 л.д. 47-61 оборотная сторона), который получил положительное заключение Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре (уведомление N 117/10 письмо N 03-1/5743 от 31.12.2010 - т. 1 л.д. 26).
В разделе 7 названного проекта, озаглавленного как "Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов" указано, что всего на предприятии отведено 111 мест хранения отходов, в том числе 19 шламовых амбаров, предназначенных для размещения бурового шлама и твердой фазы отработанного бурового раствора (инв. N N 019-037) (т. 2 л.д.49 абзацы один, девять).
Характеристики объектов размещения с инв. N N 019-037 приведены в таблицах 7.3. - 7.21, среди них в таблице 7.10 приведена характеристика объекта размещения отходов - шламового амбара, расположенного на кустовой площадке N 15б Пермяковского месторождения (инв. N026) (т.1 л.д.54). Характеристика шламового амбара на куст N 15 Пермяковского месторождения в ПНООЛР отсутствует ввиду отсутствия такого объекта размещения отходов.
- маркшейдерской съемкой кустовых площадок N 15 и N 15б Пермяковского месторождения, из которой усматривается, что на кустовой площадке N 15 Пермяковского месторождения отсутствует шламовый амбар, шламовый амбар расположен на кусту N15б названного месторождения (определяется по высотным отметкам поверхности земли относительно уровня Балтийского моря);
- актом об освидетельствовании рекультивированных (нарушенных) земель от 13.10.2011г. (т. 1 л.д. 110), подписанный государственным инспектором Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре - Павлюченко Еленой Леонидовной, и старшим отдела Охтяурского участкового лесничества - Булатовым Сергеем Владимировичем, из содержания которого следует, что в результате обследования земель под шламовым амбаром, расположенным в районе куста 15б Пермяковского месторождения торф коричневого цвета, визуальных признаков нефтяного загрязнения на поверхности нет, проективное покрытие сеяных трав составляет 80%, захламленность отсутствует. Выводы, сделанные комиссией - рекомендовать к приемке без оставления на доработку всю площадь в размере 0,1499 га.
- постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1589/2012, которым установлена ликвидация шламового амбара, расположенного на кустовой площадке N 15б Пермяковского месторождения и выполнения работ по рекультивации нарушенных земель.
В указанном пстановлении арбитражным судом апелляционной инстанцией заключен вывод о том, что Обществом были проведены работы по ликвидации шламового амбара кустовой площадки 15б Пермяковского месторождения, которые были приняты уполномоченной государственной комиссией.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре при вынесении оспариваемого постановления допущена опечатка в части указания номера кустовой площадки, вблизи которой расположен шламовый амбар. При этом шламовый амбар, расположенный на кустовой площадке N 15б Пермяковского месторождения, ликвидирован, рекультивирован и принят уполномоченной государственной комиссией.
В соответствии с условиями договора аренды земельных участков, шламовый амбар, расположенный на кустовой площадке N 21б Пермяковского месторождения подлежит ликвидации по истечении срока действия договора аренды.
Указанное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами:
- договором аренды лесного участка N 212/10-08-КА от 10.09.2010 (т.1 л.д.114-123), заключенным с целью обустройства Пермяковского месторождения, куста скважин N 21 бис в границах Пермяковского лицензионного, площадью: 2,96 га, сроком действия до 12.08.2015 (т. 1 л.д. 114 оборотная сторона абзац первый).
Согласно названному договору в обязанности ОАО "ННП" вменено осуществить рекультивацию земель на используемом по договору участке в установленном порядке и в случае прекращения действия договора передать лесной участок арендодателю (Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры в лице его территориального отдела - Нижневартовское лесничество) по акту приема-передачи рекультивированных земель в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства, в соответствие с требованиями части 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 115 пункты "м", "н" оборотная сторона).
- документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 03-1/5801 от 31.12.2010 (т. 2 л.д. 77 - 80), которым утверждены лимиты на размещение отходов бурения (бурового шлама), в том числе в шламовом амбаре куста 21б Пермяковского лицензионного участка, на период с 2010 года по 2014 год (т. 2 л.д.79).
Кроме того, в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания N 283-ОК/34 от 16.02.2012 заинтересованное лицо не указало, какую норму действующего законодательства нарушает Общество, в случае ликвидации амбара и рекультивации земель, занятых под ним, в срок, предусмотренный действующим договором аренды земельного участка, и какой нормой предусмотрена его досрочная рекультивация.
Шламовый амбар, расположенный на кустовой площадке N 10 Пермяковского месторождения был образован до начала производственной деятельности ОАО "ННП", собственником отходов бурения захороненных в шламовых амбарах Общество не является, в образовании отходов бурения, накопленных в шламовом амбаре, не участвовало.
Указанное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами:
- решением Нижневартовского городского суда по делу N 2-5823/11 от 25.01.2012, вступившим в законную силу (т. 3 л.д. 108-109), принятое по иску Прокурора Нижневартовского района к ОАО "ННП" о возложении обязанности по рекультивации шламового амбара, расположенного на кустовой площадке N 10 Пермяковского месторождения, которым установлено, что:
а) шламовый амбар, расположенный на кустовой площадке N 10 Пермяковского месторождения был образован в 1988 году;
б) земельный участок, расположенный в границах Пермяковского лицензионного участка Нижневартовского района был предоставлен ОАО "ННП" на срок с 01.01.2007 по 25.01.2013;
в) шламовый амбар был образован до образования Общества и не является результатом его производственной деятельности.
- заключением Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия "Аэрогеология" озаглавленном как "О состоянии шламовых амбаров кустов скважин N 3,16, 18, 32, 35(6), 90 Хохряковского ЛУ, N245. 292 (б), 289 Еомаковского ЛУ, N 10 Пермяковского ЛУ" (т. 1 л.д. 87-104), в котором указано, что: амбар образован в период ранее 1994 года и заполнен нефтесодержащими отходами; находится в нерекультивированном состоянии в течение всего периода наблюдения (1994 - 2011 года); за период с 2001 года по 2011 года. Состояние амбара стабильное, произведено укрепление обваловок амбара для блокировки утечек загрязняющих веществ; увеличение количества отходов в амбаре за период наблюдения не зафиксировано (т. 1 л.д.101 оборотная сторона);
- свидетельством о государственной регистрации ОАО "ННП", подтверждающее создание Общества в 1999 году (т. 1 л.д.136);
- лицензией ОАО "ННП" на пользование недрами ХМН 01132 НЭ от 01.01.2000, которая подтверждает тот факт, что производственная деятельность по добыче нефти и газа в пределах Пермяковского лицензионного участка не могла начаться ранее 2000 года (т. 1 л.д. 74-82).
Следовательно, при вышеперечисленных обстоятельствах Обществу не может быть вменена обязанность по ликвидации и рекультивации шламового амбара, расположенного на кустовой площадке N 10 Пермяковского месторождения, поскольку оно не осуществляло и не осуществляет эксплуатацию названного объекта, в образовании и накоплении отходов бурения в данном шламовом амбаре не участвовало.
Материалы настоящего дела также свидетельствуют о том, что Обществом были все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства в области обращения с отходами.
Указанное подтверждается следующими доказательствами:
- проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО "ННП" (т. 2 л.д. 47-61), который получил положительное заключение Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре (уведомление N 117/10 письмо N 03-1/5743 от 31.12.2010) (т. 1 л.д.26). Названный проект содержит раздел по мониторингу состояния окружающей природной среды, предусматривающий мониторинг компонентов природной среды на территории полигона бытовых и промышленных отходов, расположенного на территории Хохряковского месторождения.
- проектом системы локального экологического мониторинга Пермяковского лицензионного участка (т. 1. л.д. 27-46), согласованный с Управлением по охране окружающей природной среды ХМАО-Югры, ФГУ "ЦЛАТИ по Уральскому ФО" по ХМАО (т. 1, л.д. 27 оборотная сторона), в соответствии с которым Общество осуществляет мониторинг состояния окружающей среды (в том числе и по подземным водам) в целом по лицензионному участку.
Согласовывая указанные Проектные документы, компетентные государственные органы и подведомственные им организации подтвердили соответствие их нормам действующего законодательства, в связи с чем, у ОАО "ННП" не было оснований полагать, что указанные в согласованных проектах мероприятия не соответствуют требованиям действующего законодательства в части объема и порядка осуществления мониторинга окружающей среды.
Материалами настоящего дела также подтверждается осуществление Обществом мониторинга окружающей среды, контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, о чем свидетельствуют:
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО "ННП" от 25.10.2010 (т. 2 л.д. 47-61), который содержит требования по объему проведения мониторинга. Так, в Разделе N 9 Проекта нормативов образования отходов "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду" указано, что на предприятии проводится мониторинг состояния окружающей среды на территории полигона бытовых и промышленных отходов, расположенного в районе Хохряковского месторождения в соответствии с проектом локального экологического мониторинга (титульный лист и лист согласования представлены в Приложении 21) (т. 1 л.д. 9 оборотная сторона);
- письмо Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре N 03-1/5743 от 31.12.2010 о согласовании Проекта нормативов образования отходов (т.1 л.д. 26), в котором указано, что представленный проект соответствует требованиям и условиям Приказа ЭТАН от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Постановления Правительства Российской Федерации "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461", Закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703).
Согласно пункту 4 раздела 1 названных методических указаний, озаглавленного как "Общие положения" при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в числе прочих критериев учитываются: результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения; экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещению отходов;
Пунктом 17 раздела 3 этих же методических указаний, поименованного как "Содержание и оформление проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в числе прочих включает следующие разделы: сведения об отходах; мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду.
Таким образом, согласование Проекта нормативов образования отходов от 25.10.2010 Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре свидетельствует об учете вышеуказанных требований и достаточности объема мониторинга состояния окружающей среды (в том числе мониторинга подземных вод) установленного Проектом.
- проект системы локального экологического мониторинга Пермяковского лицензионного участка 2006 г. (т. 1 л.д. 27-46), в котором приведен перечень пунктов (скважин) наблюдения подземных вод в пределах Пермяковского лицензионного участка, который ограничивается скважинами НЖ-35 и НЖ-36, расположенными в районе ДНС-1 (т. 1 л.д.41 оборотная сторона);
- контроль подземных вод на территории Пермяковского лицензионного участка ОАО "ННП" в 2011 году проводился Обществом в соответствии с Планом-графиком, согласованным Филиалом ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений" по Уральскому Федеральному округу, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (т. 1 л.д. 47);
- отчет по договору N ННП-6-91/11 ОАО "ННП" на проведение лабораторного экоаналитического контроля состояния окружающей природоохранной среды на производственных объектах общества в 2011 году, том второй Пермяковский лицензионный участок (т. 4 л.д. 24-33).
Проектом локального экологического мониторинга не предусмотрено проведение мониторинга подземных вод из каких-либо других скважин или объектов расположенных на территории Пермяковского месторождения.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения подземных вод (объекта мониторинга окружающей среды) под шламовыми амбарами, расположенными на кустовых площадках N 10, N 15б, N 21б Пермяковского месторождения, в связи с чем, Обществом осуществлялся мониторинг подземных вод в местах нахождения водоносного сектора на территории Пермяковского участка и определенных Проектными документами, согласованными с компетентными государственными органами.
- лист согласования Проекта системы локального экологического мониторинга Пермяковского лицензионного участка 2006 года (т. 1. л.д. 27 оборотная сторона), который подтверждает согласование Проекта системы локального экологического мониторинга следующими органами:
а) Управлением по охране окружающей природной среды ХМАО-Югры (Начальник управления Пикунов СВ. - дата согласования 17.08.2006);
б) Филиалом ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений" по Уральскому Федеральному округу (и.о. Директора Филиала Корнилова О.Н. - дата согласования 22.08.2006). Согласно пункту 1.3 Приложения к свидетельству об аккредитации N ИО-00055 от 12.09.2008 ФГУ "ЦЛАТИ по УФО" находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Основным направлением деятельности ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" является аналитическое обеспечение государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и технических измерений.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о проведении Обществом мониторинга окружающей среды в объеме, который согласован с компетентными государственными органами.
Проект нормативов образования отходов, содержит требования по мониторингу окружающей среды только одного объекта размещения отходов - полигона ПО и ТБО расположенного на территории Хохряковского месторождения.
Данный Проект согласован Управлением Росприроднадзором по ХМАО-Югре 31.12.2010. Обязанность проведения мониторинга окружающей среды по другим объектам размещения отходов - шламовым амбарам, заинтересованным лицом не устанавливалась (Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласован административным органом без замечаний) и соответственно не могла быть исполнена Обществом.
Вышеуказанные проектные документы государственными органами, осуществляющими контроль в области охраны окружающей среды в установленном порядке не оспорены, а соответствие их требованиям действующего законодательства подтверждено Росприроднадзором. Управлением по охране окружающей природной среды ХМАО-Югры и ФГУ "ЦЛАТИ по Уральскому Федеральному округу.
Требований от государственных органов, осуществляющих контроль (надзор) в области охраны окружающей среды о внесении каких либо изменений в Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в Проект локального экологического мониторинга Обществу не поступало.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неподтвержденности заинтересованным лицом совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по статье 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Следовательно, учитывая изложенное выше в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции неправильно отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 16.02.2012 N 283-ОК/34.
Статьёй 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В связи с вышеизложенным основания для выдачи ОАО "ННП" в порядке статьи 29.13 КоАП РФ оспариваемого представления у Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре отсутствовали, что также влечет признание его незаконным.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а апелляционную жалобу Общества следует удовлетворить.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В соответствии с частью 5.1. статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, имеет ограниченный режим обжалования в суд кассационной инстанции.
Указанный режим обжалования распространяется и на судебные акты суда первой и апелляционной инстанции по делам, в которых обжалуются помимо указанных решений административных органов, и представления последних, поскольку они выданы в связи с совершением правонарушений, наказание за которые не превышает для юридических лиц ста тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2012 по делу N А75-2197/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отношении открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие", N 283-ОК/34 о привлечении к административной ответственности от 16.02.2012, а также признать незаконным представление N 50-ОК/346 об устранении причин и условий, способствующих административному правонарушению, от 16.02.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2197/2012
Истец: ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югра, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-197/13
21.11.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9167/12
12.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9167/12
06.09.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-2197/12