г. Москва |
|
03 декабря 2012 г. |
Дело N А40-78587/12-72-565 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Престиж" на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 06.09.2012 г. по делу N А40-78587/12-72-565, принятое судьей Немовой О.Ю.,
по заявлению ООО "Престиж" (117437, Москва, ул. Ак. Волгина, д. 35)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (119019, Москва, а/я 210, ул. Новый Арбат, д.11, к. 1)
об оспаривании постановление от 14.05.2012 N 1207-183/2012
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Престиж" (далее -Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - административный орган, Ответчик) от 14.05.2012 г. N 1207-183/2012 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением от 06.09.2012 г. суд отказал в удовлетворении заявленного требования, мотивировав свое решение наличием в действиях общества события и состава вменяемого обществу административного правонарушения. Порядок привлечения к административной ответственности суд посчитал соблюденным.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Также заявитель указывает, что акт проверки от 13.01.2012, положенный в основу постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.01.2012 является ненадлежащим доказательном по делу, поскольку указанный акт не подписан всеми членами комиссии. В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ в оспариваемом постановлении от 14.05.2012 г. N 1207-183/2012 не указаны факты непосредственного нарушения обществом природоохранного законодательства и негативных последствий таких нарушений на окружающую среду.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как видно из материалов дела, Гагаринской межрайонной прокуратурой г. Москвы 13.01.2012-23.01.2012 проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федераций об охране окружающей среды со стороны ООО "Престиж", владеющего рестораном "Кампус", расположенным по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 21, корп. 3.
В ходе проведения проверки было установлено, что в ходе ведения заявителем предпринимательской деятельности (работы указанного ресторана) у ООО "Престиж" образуются следующие виды отходов: ТБО (IV класс опасности), люминесцентные лампы (I класс опасности), однако, в нарушение ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующиеся в ходе ведения деятельности ресторана "Кампус", ООО "Престиж" не разработаны.
По данному факту в отношении ООО "Престиж" Гагаринским межрайонным прокурором вынесено Постановление от 23.01.2012г. и оспариваемым постановлением, вынесенным старшим государственным инспектором города Москвы по охране природы ОЭК ЮЗАО от 14.05.2012 г. N 1207-183/2012 ООО "Престиж" привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.2 КоАП РФ за совершение административного правонарушения.
Полагая, что названное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом допущено не было.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области окружающей среды в городе Москвы.
В соответствии с названным постановлением Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы осуществляет полномочия по рассмотрению, ведению административных дел в области охраны окружающей среды города Москвы, а также вынесению постановлений за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; представлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ст. 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (часть 1). Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (часть 2).
В соответствии с пунктом 5.5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 г. N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю отнесены, в том числе: объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также использующие водные объекты или их части, используемые для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.
Согласно п.5 Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786.
В настоящем случае, использование заявителем люминесцентных, которые в силу п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) отнесены к 1 классу опасности, а также образование иных отходов, в том числе, ТБО, подтверждается актом проверки от 23.01.2012 г., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении и объяснениями генеральному директору ООО "Престиж" Русавской В.М. Согласованные Департаментом Росприроднадзора по ЦФО паспорта отходов ООО "Престиж" получены не были- учет конкретных видов отходов заявителем не ведется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного суду не представлено.
Таким образом, довод подателя жалобы о недоказанности вины общества в совершении вменяемого ему противоправного действия, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку вина общества административным органом и судом первой инстанции правомерно установлена и в оспариваемом постановлении отражена.
Предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не истек.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным должностным лицом.
Наказание назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушены, оспариваемое постановление вынесено полномочным лицом и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.
Довод апелляционной жалобы о том, что акт проверки от 13.01.2012, положенный в основу постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.01.2012 является ненадлежащим доказательном по делу, поскольку указанный акт не подписан всеми членами комиссии, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам (л.д.64-65). Оснований сомневаться в достоверности сведений, имеющихся в материалах дела у суда не имеется, ходатайств о фальсификации доказательств от общества не поступало.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.09.2012 г. по делу N А40-78587/12-72-565 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78587/2012
Истец: ООО "Престиж"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление государственного экологического контроля Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Управление государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Третье лицо: Управление государственного экологического контроля Департамент природопользования и охраны окружающей среды
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32621/12