г. Пермь |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А71-9104/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы") (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470): не явились;
от заинтересованного лица (администрация Октябрьского района города Ижевска) (ОГРН 1061831038004, ИНН 1831115080): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица администрации Октябрьского района города Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 сентября 2012 года
по делу N А71-9104/2012,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
к администрации Октябрьского района города Ижевска
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ООО "УКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа администрации Октябрьского района города Ижевска (Администрация) в продлении разрешений на земляные работы, изложенного в письме N 01-21-826, 844, 847 от 18.05.2012.
Решением арбитражного суда от 17.09.2012 (резолютивная часть решения объявлена 13.09.2012) требования удовлетворены, оспариваемое разрешение признано недействительным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заинтересованным лицом приведены доводы об отсутствии оснований для продления выданных обществу разрешений на проведение земляные работы. Податель жалобы полагает, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом, поскольку с заявлением о продлении разрешений общество обратилось в Администрацию района.
Общество не согласно с изложенными в апелляционной жалобе доводами, полагает, что отказ в продлении разрешений не мотивирован, действия общества по обращению за продлением соответствует требованиям нормативных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УКС" обратилось в Администрацию Октябрьского района города Ижевска с заявлениями от 27.04.2012, 03.05.2012, 04.05.2012 о продлении выданных ранее разрешений на проведение земляных работ: N N 1879, 2034 2380, 2392, 20, 79, 208, 209, 279, 439, 313, 377, 454, 340, 341, 2347 (л.д. 26, 41, 50).
В указанных заявлениях общество в качестве оснований для продления сослалось на разработанный график плановых испытаний и ремонтов тепловых сетей, согласованный с администрацией города Ижевска, которым предусмотрены сроки окончания и сдачи работ; наличие производственной необходимости; осуществление работ по капитальному ремонту тепловых сетей в зоне действия указанных разрешений.
В письме от 18.05.2012, подписанном главой Администрации Октябрьского района города Ижевска, сообщается об отказе комиссией по выдаче и закрытию разрешений на производство земляных работ обществу в продлении разрешений, поскольку продление сроков действия разрешений допускается на срок не более 7 дней, а проведение капитального ремонта не является причиной для продления (л.д. 62).
Решение об отказе в продлении разрешений обжаловано обществом в арбитражный суд как не соответствующее требованиям законодательства и нарушающее его права и законные интересы.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в продлении разрешений принято неуполномоченным органом и признал решение недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
С учетом заявленного предмета спора по настоящему делу в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, принявшего оспариваемое решение соответствующих полномочий, соблюдение порядка (процедуры) принятия решения, наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Порядок выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск" утвержден решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2006 N 198, данный порядок действовал до 01.08.2012 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1, 2.5 Порядка юридические и физические лица осуществляют земляные работы на основании разрешения на земляные работы. При невыполнении работ в установленные разрешением сроки юридические или физические лица обязаны продлить срок его действия соответствующей комиссией по заявлению на продление разрешения на земляные работы.
Согласно п. 2.2. Порядка выдачу разрешений осуществляют: а) комиссия Администрации города - при проведении земляных работ на улицах города, по которым осуществляется движение общественного транспорта, и при проведении земляных работ на территории двух и более районов города; б) комиссия Администрации района города - при проведении земляных работ на территории соответствующего района.
В рассматриваемом случае ООО "УКС" обратилось за продлением разрешений на выполнение работ на территории Октябрьского района города Ижевска, следовательно, разрешение данного вопроса отнесено к полномочиям комиссии администрации Октябрьского района города Ижевска.
В целях упорядочения процедуры выдачи, продления и закрытия разрешений на земляные работы постановлением администрации города Ижевска от 13.03.2012 N 229 утверждено Положение о комиссии по выдаче, продлению и закрытию разрешений на земляные работы на территории района гор. Ижевск (далее - Положение).
Положением предусмотрено, что Комиссия вправе проверять информацию, представленную для получения разрешения на земляные работы, его продления и закрытия, при этом запрашивать дополнительно разъяснения заинтересованных лиц по представленным документам, необходимые сведения и материалы, в том числе в целях проверки достоверности представленной информации (пункт 2.6); протоколы заседания комиссии подписываются председателем комиссии и секретарем (пункт 2.8) комиссия должна обеспечить принятие решений о выдаче, продлении, закрытии разрешений на земляные работы в срок, не позднее пяти рабочих дней со дня представления заявлений о выдаче, продлении, закрытии разрешений (пункт 2.10); комиссия вправе отказать в выдаче разрешения на земляные работы в случаях: неустранения юридическими и физическими лицами выявленных замечаний по ранее выданным им разрешениям (до устранения соответствующих замечаний); несоответствия представленных документов требованиям действующих строительных норм и правил. Отказ в выдаче разрешения на земляные работы направляется Комиссией заинтересованным лицам посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом (пункт 3.2); комиссия вправе продлить разрешение на срок не более семи дней (пункт 3.5).
Согласно Положению "О районной комиссия по выдаче и закрытию разрешений на земляные работы на территории Октябрьского района муниципального образования "город Ижевск"" (утверждено от 02.09.2009), комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом при Администрации Октябрьского района города Ижевска ( пункт 1.3); комиссия принимает решения коллегиально (пункт 3.3); на заседании Комиссии ведется протокол, в котором указывается перечень рассматриваемых вопросов и принятые по ним решения (пункт 3.6). К полномочиям комиссии отнесено принятие решений о продлении сроков производства работ (пункт 4.2).
В силу вышеприведенных положений нормативных актов, действующих на территории города Ижевска, принятие решения по заявлению о продлении разрешения на производство земляных работ однозначно отнесено к компетенции коллегиального органа - комиссии; установлен порядок принятия решения, определены документы, в которых фиксируется принятое решение.
В рассматриваемом случае доказательств принятия решения по заявлениям общества уполномоченным органом (комиссией) с соблюдением установленного порядка в материалы дела не представлено.
В письме от 18.05.2012 содержится указание на принятие решения комиссией, однако сведений о том, когда принято решение, причины отказа комиссии в письме не содержится, ссылки на протокол заседания комиссии в письме от 18.05.2012 не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности принятия решения по заявлениям общества уполномоченным органом. Принятое в отсутствие надлежащих полномочий главой Администрации решение нельзя признать законным и обоснованным.
Обращение общества с заявлением к главе администрации Октябрьского района города Ижевска, а не в уполномоченный орган (комиссию), не имеет правового значения для решения вопроса о том, какой орган и в каком порядке вправе принимать решение о продлении разрешений. В данном случае глава администрации вправе направить заявления общества в уполномоченный коллегиальный орган.
Таким образом, оспариваемое решение об отказе в продлении разрешений на земляные работы принято неуполномоченным органом, с нарушением установленного действующими на территории муниципального образования нормативными актами порядка. Отказ в продлении разрешения на земляные работы затрагивает права и законные интересы общества при осуществлении хозяйственной деятельности.
С учетом изложенного суд первой инстанции полагает, что имеется совокупность оснований для признания оспариваемого решения недействительным.
Доводы сторон, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу о наличии (отсутствии) оснований для продления разрешений апелляционным судом оставлены без рассмотрения, поскольку данный вопрос подлежит разрешению уполномоченным органом (комиссией). Соответствующих требований обществом не заявлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 сентября 2012 года по делу N А71-9104/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Октябрьского района города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9104/2012
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: Администрация Октябрьского района г. Ижевска
Третье лицо: Администрация Октябрьского района города Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12425/12