г. Владивосток |
|
06 декабря 2012 г. |
Дело N А59-2095/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском, Ногликском районах
апелляционное производство N 05АП-7672/2012
на решение от 07.08.2012
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-2095/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Водоканалремстрой" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском, Ногликском районах
при участии - стороны не явились
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканалремстрой" (далее-заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Территориальному отделу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.05.2012 по делу об административном правонарушении, которым он привлечен к ответственности по части 1 статьи 14. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20.000 руб.
Решением суда от 07.08.2012 требования удовлетворены. Суд мотивировал свое решение тем, что ООО "Водоканалремстрой" не является субъектом административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах просит судебный акт отменить, поскольку услуги по водоснабжению населения оказывает непосредственно заявитель, а не управляющая компания ООО "Александровская строительная компания", что подтверждается ответом управляющей компании и счетами-извещениями, выставленными ООО "Водоканалремстрой" непосредственно населению. Таким образом, именно заявитель является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
ООО "Водоканалремстрой" в отзыве на апелляционную жалобу доводы административного органа отклонило, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания стороны своих представителей не направили, в связи с чем, коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц.
Из материалов дела коллегией установлено.
В связи с поступившим в Роспотребнадзор заявлением гражданина - потребителя услуг водоснабжения, проживающего в квартире 18 дома N 1 по переулку Рабочему в г.Александровск-Сахалинском, издано распоряжение от 03.04.2012 N 14/04 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Водоканалремстрой".
В период с 05.04.2012 по 16.04.2012 в отношении заявителя проведена проверка по соблюдению им обязательных требований в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, защиты прав потребителей и предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 09.04.2012 N 0620, подготовленному аккредитованной организацией филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области, в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах", в образцах воды, отобранных в квартире N 18 в доме N 1 по переулку Рабочему, в г. Александровск-Сахалинском и представленных на исследование, обнаружены колиформные бактерии, что в норме не допускается, цветность 22,78 градусов при норме не более 20 градусов, мутность 12,43 мг/л при норме не более 2,6 мг.л., что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Нарушения, обнаруженные в ходе проверки, зафиксированы в акте от 09.04.2012, составленном в присутствии представителя ООО "Волоканалремстрой".
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, 20.04.2012, ведущим специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении.
03.05.2012 начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском, Ноглинском районах по делу об административном правонарушении вынесено постановление, которым ООО "Водоканалремстрой" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением на юридическое лицо административного штрафа в размере 20.000 руб.
Не согласившись с постановлением от 03.05.2012, ООО "Водоканалремстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.199 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктом 1 статьи 19 этого же Закона установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В целях защиты прав потребителей и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 2 Правил "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
При этом "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Под "исполнителем" коммунальной услуги понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
"Ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с подпунктом "в", "г" пункта 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг и осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Согласно приложению N 1 к вышеуказанным Правилам состав и свойства холодного воды должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Пунктом 149 Правил от 06.05.2011 N 354 установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;
Аналогичные требования в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг были установлены в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Как установлено судом и следует из материалов дела 23.09.2009 между обществом (исполнитель) и городским округом "Александровск-Сахалинский район" (заказчик), комитетом по управлению муниципальной собственностью (арендодатель) заключен муниципальный контракт N 20 на оказание услуг по водоснабжению муниципального жилого фонда и муниципальных учреждений Александровск - Сахалинского района.
Согласно условиям названного договора ООО "Водоканалремстрой" приняло на себя обязанности по оказанию потребителям услуг водоснабжения и водоотведения, содержанию сетей и объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе пожарных гидрантов, относящихся к объектам муниципального жилищного фонда.
Как следует из приложения N 1 к муниципальному контракту, заявителю на обслуживание был передан и дом N 1 по переулку Рабочему в г.Алексадровск-Сахалинский (в том числе и квартира 18).
На основании договора N 196-а от 23.09.2009 заявителю было передано в аренду (во временное владение и пользование) муниципальное имущество согласно прилагаемому перечню для управления и эксплуатации с целью повышения эффективности использования данного имущества и улучшения качества представляемых услуг по поставке водоснабжения и водоотведения для муниципального жилищного фонда, исходя из муниципального заказа.
Таким образом, заявитель с 23.09.2009 и на момент проверки 09.04.2012 являлся исполнителем услуг по водоснабжению жителей дома N 1 по переулку Рабочему в г.Алексадровск-Сахалинский.
Вывод суда первой инстанции о том, что услуги водоснабжения собственникам вышеуказанного дома с 01.04.2012 оказывала управляющая компания ООО "Александровская строительная компания" на основании договора от 10.04.2012, сделан без учета фактических обстоятельств дела, поскольку согласно ответу ООО "Александровская строительная компания" от 29.06.2012 N 789 договор на предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению, а также агентский договор между заявителем и ООО "Александровск строительная компания" были подписаны, но фактически не исполнялись, счета за услуги по водоснабжению в спорный период выставлялись непосредственно ООО "Водоканалремстрой", которое занималось сбором платежей.
Имеющимися в материалах дела счетами-извещениями за апрель, май, июнь 2012 года подтверждается, что получателем денежных средств за водоснабжение являлся именно заявитель.
Из письма Комитета управления Муниципальной собственностью городского округа "Александровск-Сахалинский район" от 17.04.2012 N 842 следует, что именно ООО "Водоканалремстрой" является организацией, осуществляющей снабжение потребителей г. Александровск-Сахалинского услугами водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах, коллегия приходит к выводу, что ответственным за надлежащее качество холодной воды, потребляемой жильцами указанного многоквартирного дома, является ООО "Водоканалремстрой".
Факт несоответствия качества водопроводной воды, подаваемой в квартиру N 18 многоквартирного жилого по адресу: г.Александровск-Саахалинский, переулок Рабочий,1, гигиеническим требованиям, установленным СанПин 2.1.4.1074-01, по содержанию колиформных бактерий, цветности, мутности подтвержден актом проверки от 09.04.2012 N 14/04, протоколом лабораторных исследований от 09.04.2012 N 0620 и по существу обществом не опровергнут.
Вместе с тем, частью 1 статьи 14.4 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
При этом административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлена статьей 6.5 КоАП РФ.
Названная статья Кодекса применительно к спорным правоотношениям имеет специальный характер и с учетом принципа теории права о преимуществе специальной нормы перед общей, при конкуренции норм подлежит применению именно специальная норма.
Следовательно, оспариваемое постановление Управления Роспотребнадзора содержит неправильную квалификацию правонарушения.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Деяние общества в рассматриваемом случае не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, соответственно вынесенное административным органом постановление от 03.05.2012 является незаконным и подлежит отмене.
Вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Водоканалремстрой" не является субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ правового значения в рамках настоящего спора не имеет, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части коллегией во внимание не принимаются. При этом данный вывод суда не привел к принятию незаконного решения.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.08.2012 по делу N А59-2095/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2095/2012
Истец: ООО "Водоканалремстрой"
Ответчик: ТО Управления Федеральной службыпо надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ноглиском районах.