г. Хабаровск |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А04-5793/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Михайловой А.И., Ротаря С. Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирбасовой О.А.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 02.10.2012 по делу N А04-5793/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Башариной С.В.
по иску Администрации г. Благовещенска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 2 562 000 руб.
третье лицо Министерство финансов по Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Благовещенска (ОГРН 1022800520588 ИНН 2801032015, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков городского бюджета муниципального образования г.Благовещенска в размере 2 562 000 руб.
Определением суда от 10.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Амурской области.
Решением суда от 02.10.2012 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрены субвенции Амурской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) в сумме 28 466,9 тыс. руб. Указывает, что данные средства предназначены для инвалидов, вставших на учет до 01.03.2005. Также ссылается на вынесение судебного акта судом общей юрисдикции о предоставлении Кузьмичевой Л.Н. жилого помещения, согласно которому обязанность по обеспечению жилым помещением лежит на Администрации, а не на Российской Федерации. Полагает, что, несмотря на предоставление Кузьмичевой Л.Н. жилого помещения по договору социального найма, жилье по - прежнему находится в муниципальной собственности, в связи с чем, у Администрации отсутствуют убытки.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, кассационным определением Амурского областного суда от 27.05.2011 отменено решение Благовещенского городского суда от 29.03.2011 и суд обязал Администрацию г.Благовещенска предоставить Кузьмичевой Любови Николаевне вне очереди жилое помещение в г.Благовещенске общей площадью не менее 18 кв.м, и с дополнительной жилой площадью не более 15 кв.м в виде отдельной комнаты.
На основании указанных судебных актов вынесено постановление Администрации г.Благовещенска от 17.05.2012 N 2273 о предоставлении Кузьмичевой Л.Н. на условиях социального найма квартиры N 174, состоящей из двух комнат общей площадью 45,7 кв.м по адресу: Игнатьевское шоссе, д.13.
21.05.2012 между муниципальным казенным учреждением "Благовещенский городской жилищный центр", действующим от имени собственника жилого помещения муниципального образования г.Благовещенска и Кузьмичевой Л.Н. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N 608, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, общей площадью 45,7 кв.м, по адресу: Игнатьевское шоссе, д.13, кв.174, для проживания в нем (пункт 1 договора).
Судебными актами судов общей юрисдикции установлено, что Кузьмичева Л.Н. имеет заболевание код "F 71.19", относящееся к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378. Согласно указанному Перечню хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, имеют коды заболевания в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем с F-00 по F-99.
Согласно произведенной ООО "Амурский экспертный центр" оценки рыночной стоимости квартиры переданной Кузьмичевой Л.Н. по договору социального найма, рыночная стоимость оцениваемого имущества составила 2 562 000 руб.
В связи с необходимостью несения расходов по предоставленным льготам при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета, Администрация города Благовещенска обратилась в арбитражный суд с настоящим иском на основании статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Удовлетворяя исковые требования за счет средств казны Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которой предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Кузьмичева Л.Н. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26.03.1991.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Амурской области от 18.01.2007 N 284-ОЗ "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области" предусмотрено, что социальная поддержка по обеспечению жильем оказывается инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшим на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года.
В соответствии с вводной частью Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 6 статьи 4 Закона Амурской области "О жилищной политике в Амурской области" от 01.09.2005 N 38-ОЗ (далее - Закон Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ) к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относится, в том числе, предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Довод заявителя жалобы о том, что Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" на реализацию полномочий по Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из федерального бюджета выделены субвенции Амурской области в сумме 28 466,9 тыс. руб., не имеет правового значения, поскольку, ответчиком не представлено доказательств того, что Амурской области в 2011-2012 годах выделялись финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ.
Поскольку жилым помещением, предоставленным Кузьмичевой Л.Н. по договору социального найма, администрация в силу жилищного законодательства не может распоряжаться, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства, соответственно, будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Согласно отчету об оценке объекта недвижимого имущества от 18.07.2012 N 5333/07, рыночная стоимость предоставленного Кузьмичевой Л.Н. жилого помещения общей площадью 45,7 кв.м, расположенного по адресу: г.Благовещенск, Игнатьевское шоссе, д.13, кв.174, составляет 2 562 000 руб.
Администрацией города Благовещенска выполнена обязанность по предоставлению жилого помещения Кузьмичевой Л.Н. путем перечисления денежных средств на приобретение жилья, при этом федеральный орган государственной власти встречную обязанность не исполнил, расходы администрации не компенсировал.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что, поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, администрация не могла отказать Кузьмичевой Л.Н. в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания суммы убытков, понесенных Администрацией города Благовещенска, с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации, является правильным.
При изложенном, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02 октября 2012 года по делу N А04-5793/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5793/2012
Истец: Администрация г. Благовещенска
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Министерство финансов РФ, Минфин РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
Третье лицо: Министерство финансов по Амурской области