г. Челябинск |
|
11 декабря 2012 г. |
Дело N А76-10474/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 сентября 2012 г. по делу N А76-10474/2012 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" - Иванова Т.В. (доверенность от 02.07.2012 N 55/12).
Открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат" (далее - заявитель, ОАО "ЧМК", комбинат) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Военному комиссариату Челябинской области (далее также - заинтересованное лицо, Военный комиссариат) о признании незаконным отказа в компенсации понесенных расходов по уплате страховых взносов, изложенных в письме от 05.03.2012 N Ф/78 и обязании возместить расходы в сумме 198 900 руб. 77 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (далее - третьи лица, Минобороны Российской Федерации, Минфин Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "ЧМК" просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы общество указывает, что поскольку ОАО "ЧМК" понесло расходы по уплате среднего заработка за 2011 г. работникам в связи с их участием в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, а также расходы по уплате страховых взносов с сумм таких выплат, общество обратилось в Военный комиссариат с письмом о возмещении понесенных сумм.
Произведенные комбинатом выплаты в пользу работника за время участия их в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), осуществлены в рамках трудовых отношений и являются платой по трудовому договору. Выплаты, произведенные заявителем, не носят компенсационный характер. Ссылка суда на положения статьей 164, 170 Трудового кодекса Российской Федерации необоснованна. Факт выплаты работникам заработной платы подтвержден судом первой инстанции.
Во исполнение требований Федерального закона N 53-ФЗ комбинатом произведена уплата среднего заработка работникам, привлекаемым к участию в мероприятиях, связанных с исполнением воинской обязанности, и уплачены страховые взносы с сумм таких выплат. Следовательно, такие выплаты произведены именно из средств организации, а не из средств федерального бюджета. Именно на Военный комиссариат ложится обязанность по компенсации произведенных работодателем расходов.
Сумма страховых взносов, уплаченных в 2011 г. с выплат работникам, участвующим в мероприятиях, направленных на исполнение Федерального закона N 53-ФЗ, уплачена ОАО "ЧМК" во внебюджетные фонды в полном объеме, что свидетельствует о произведенных комбинатом расходах, а отказ заинтересованного лица по возмещению таких сумм привел к реальным потерям и убыткам.
Суммы среднего заработка, как и соответствующие начисления на фонд оплаты труда (страховые взносы) являются расходами работодателя, подлежащие возмещению Военным комиссариатом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание заинтересованное лицо и третьи лица не явились. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица и третьих лиц.
В судебном заседании представитель ОАО "ЧМК" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЧМК" обратилось в Военный комиссариат с заявлением о компенсации сумм понесенных расходов по уплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование (платежные поручения - т.1, л.д. 58-121)), исчисленных и уплаченных в 2011 г. с выплат работникам за период прохождения ими военных сборов.
Письмом от 05.03.2012 N Ф/78 Военный комиссариат отказал в компенсации сумм страховых взносов, указав, что заявителем не должны исчисляться и уплачиваться страховые взносы сумм таких выплат, так как данные выплаты осуществляются не за исполнение работниками трудовой функции (т.1, л.д. 52).
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы комбината, ОАО "ЧМК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что комбинатом производились компенсационные выплаты, не связанные с выполнением работниками трудовых обязательств в рамках трудовых договоров, осуществленные не за счёт средств организации, а за счет средств федерального бюджета.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконными действий (бездействие) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Из материалов дела следует, что ОАО "ЧМК" оспаривает отказ Военного комиссариата в компенсации понесенных расходов по уплате страховых взносов с выплат работникам за период прохождения ими военных сборов.
На основании пунктов 1, 2 статьи 6 Федерального закона N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление указанных расходов производится военными комиссариатами согласно Правилам компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов).
Согласно пункту 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в случае: прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы; прохождения военных сборов; вызова военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов.
В силу пункта 3 Правил компенсации расходов указанная в пункте 2 настоящих Правил компенсация осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Так, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ определены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. При этом средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован.
Из анализа указанных норм следует, что на период прохождения военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
В связи с вышеизложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку ОАО "ЧМК" произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), то расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации Военным комиссариатом в порядке, установленном Правилами компенсации расходов.
Таким образом, выплата ОАО "ЧМК" своим работникам в рамках трудовых отношений среднего заработка, являющегося объектом обложения страховыми взносами, уплата страховых взносов в соответствующие фонды, начисленных на сумму среднего заработка, в силу названных выше положений Федерального закона N 53-ФЗ, Правил компенсации расходов порождает у Военного комиссариата обязанность компенсировать соответствующие расходы.
При этом суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по оплате страховых взносов не может быть возложена на Военный комиссариат, поскольку в силу пункта 4 Правил компенсации расходов выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 настоящих Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Следовательно, осуществление указанных расходов производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов.
Оспариваемые действия Военного комиссариата Челябинской области не соответствуют требованиям Федерального закона N 53-ФЗ и нарушают права заявителя на получение компенсации понесенных расходов по уплате страховых взносов с выплат работникам за период прохождения ими военных сборов.
При указанных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований ОАО "ЧМК" о признании незаконным отказа Военного комиссариата Челябинской области в компенсации понесенных расходов по уплате страховых взносов с выплат работникам за период прохождения ими военных сборов, содержащийся в письме от 05.03.2012 N Ф/78, у суда первой инстанции не имелось.
Решение суда принято с нарушением требований статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленные требования ОАО "ЧМК" и апелляционную жалобу следует удовлетворить.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
На основании указанного в целях устранения нарушенных прав ОАО "ЧМК" суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Военный комиссариат Челябинской области компенсировать заявителю расходы по уплате страховых взносов в сумме 198 900 руб. 77 коп., за возмещением которых общество обращалось с заявлениями согласно представленным в материалы дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Военного комиссариата Челябинской области подлежат взысканию судебные расходы по уплате ОАО "ЧМК" государственной пошлины по заявлению в размере 2000 руб. и по апелляционной жалобе - 1000 руб., всего - 3000 руб. Излишне уплаченная обществом государственная пошлина при обращении с заявлением в суд первой инстанции по платежным поручениям от 28.05.2012 N 228 в сумме 4898 руб. 86 коп. и от 19.07.2012 N 621 в сумме 2068 руб. 16 коп. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 сентября 2012 г. по делу N А76-10474/2012 отменить, заявленные требования открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Военного комиссариата Челябинской области в компенсации понесенных открытым акционерным обществом "Челябинский металлургический комбинат" расходов по уплате страховых взносов с выплат работникам за период прохождения ими военных сборов, изложенный в письме от 05 марта 2012 г. N Ф/78, как несоответствующий требованиям Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Обязать Военный комиссариат Челябинской области компенсировать открытому акционерному обществу "Челябинский металлургический комбинат" (ОГРН 1027402812777) расходы по уплате страховых взносов в сумме 198 900 руб. 77 коп.
Взыскать с Военного комиссариата Челябинской области в пользу открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" (ОГРН 1027402812777) судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2000 руб. и по апелляционной жалобе - 1000 руб., всего - 3000 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "Челябинский металлургический комбинат" из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению, излишне уплаченную по платежным поручениям от 28 мая 2012 г. N 228 в сумме 4898 руб. 86 коп. и от 19 июля 2012 г. N 621 в сумме 2068 руб. 16 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10474/2012
Истец: ОАО "Челябинский металлургический комбинат"
Ответчик: Военный комиссариат Челябинской области
Третье лицо: Министерство обороны РФ, Министерство финансов РФ