Тула |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А54-5226/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Тиминской О.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21 сентября 2012 года по делу N А54-5226/2012 (судья Котлова Л.И.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" (г. Рязань, ОГРН 1026200871641) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201269269) о назначении административного наказания по делу N 92/2012-Р/А об административном правонарушении от 11.05.2012, при участии от МУП города Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" - Чичерюкиной Н.С. (доверенность от 10.01.2012 N 7), Ольховатского С.Ю. (доверенность от 10.01.2012 N 8), от УФАС России по Рязанской области - Колупаевой Е.В. (доверенность от 23.10.2012 N 3001), установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие города Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" (г. Рязань, ОГРН 1026200871641) (далее по тексту - заявитель, предприятие, МУП г. Рязани "Автоколонна N1310") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201269269) (далее по тексту - административный орган, УФАС по Рязанской области, управление) о назначении административного наказания по делу N 92/2012-Р/А об административном правонарушении от 11.05.2012.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.09.2012 требования предприятия удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, УФАС по Рязанской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП г. Рязани "Автоколонна N 1310", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 30.12.2011 между МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" (исполнитель) и ООО "Дайнова Адвертайзинг" (заказчик) заключен договор N 7 возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1.2 договора 23.01.2012 заключено дополнительное соглашение N 1, согласно которому исполнитель предоставляет заказчику место для размещения рекламных материалов на борту автобуса "Лиаз 5256" с регистрационным номером АК 666 62.
Усмотрев в действиях МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" нарушение пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе), выразившееся в размещении на автобусе "Лиаз", государственный номер АК 666 62, рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, а именно: рекламы, ограничивающей обзор участникам дорожного движения (пассажирам), государственный инспектор ОГИБДД УМВД России по г. Рязани старший лейтенант полиции Поваров С.А. 22.03.2012 в 09 час 10 мин составил протокол 62 АА N 001117 об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - Кодекс) начальник отдела ГИБДД УМВД России по Рязанской области Медведев И.П. направил в УФАС по Рязанской области материалы административного дела для их рассмотрения.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель руководителя Рязанского УФАС России Ерошина Я.А. 11.05.2012 вынесла постановление о назначении МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 14.38 Кодекса, в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП г. Рязани "Автоколонна N 1310" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт совершения предприятием вменяемого административного правонарушения не доказан.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Пунктом 5 статьи 20 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерацией, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N 1090, установлен Перечень неисправностей автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.
В силу пункта 7.3 данного перечня запрещается эксплуатация транспортных средств, на которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Согласно пункту 2.2.4 ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" (утвержден постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.02.2001 N 47-ст) светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75 %, прочих стекол - не менее 70 %. Светопропускание затеняющих полос в области выше зоны В для легковых машин и зоны 1 для прочих транспортных средств не нормируется. Определение зон ветровых стекол указано в приложении 3. Ветровые теплопоглощающие стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.
Аналогичное положение закреплено в пункте 4.7.3 ГОСТ Р 51709-2001, в соответствии с которым не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя.
Требования по безопасности, изложенные в пп. 2.2.1, 2.2.3-2.2.6, 2.2.7.3-2.2.7.10, 2.2.8.1, 2.2.8.2 и раздела 3 ГОСТ Р 51709-2001, являются обязательными для группы однородной продукции "стекло безопасное для наземного транспорта" и подлежат включению во все виды документации, по которой она изготавливается.
Согласно части 4 статьи 14.38 Кодекса размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, который принял оспариваемое решение.
Согласно требованиям статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 26.2 Кодекса установлено, что наличие события и состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 28.2 Кодекса предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения.
В соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Из оспариваемого постановления следует, что МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" вменено нарушение, выразившееся в размещении на транспортном средстве - рейсовом автобусе "Лиаз", государственный номер АК 666 62, предназначенном для перевозки людей рекламы, которая создает угрозу безопасности дорожного движения, а именно: рекламы медицинского центра "Доктор+", ограничивающей обзор участникам движения (пассажирам).
В подтверждение факта совершения предприятием правонарушения управлением в материалы дела представлена фотография транспортного средства - автобуса, на котором изображена реклама медицинского центра для детей и взрослых "Доктор+" (т.1, л. д. 103).
При этом из указанной фотографии не представляется возможным установить, какой именно автобус находится на данном фото, поскольку номера автобуса не видно; отсутствуют сведения о времени и месте проведения фотосъемки, о лице, осуществившем фотосъемку, а также не указано на то, что данная фотография является приложением к протоколу осмотра.
Вместе с тем частью 5 статьи 27.8 Кодекса предусмотрено, что в протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.
Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно не принял данную фотографию как относимое и допустимое доказательство совершения предприятием вменяемого ему административного правонарушения.
Кроме того, из протокола об административном правонарушении от 22.03.2012 62 АА N 01117 следует, что факт совершения вменяемого предприятию правонарушения обнаружен ОГИБДД России по г. Рязани 15.03.2012 в 09 часов 20 минут.
Однако заявителем в материалы дела представлено письмо ООО "Центральная Диспетчерская Служба" от 12.05.2012 N 74, согласно которому транспортное средство АК0666, гаражный номер 0446, 15.03.2012 с 08.00 до 11.00, то есть в период обнаружения административным органом данного правонарушения, находилось на территории МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310".
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в материалах дела не имеется.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции справедливо посчитал, что Федеральной антимонопольной службой по Рязанской области не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.38 Кодекса.
Кроме того, в статье 28.2 Кодекса содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения лицу возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
Установленный законом порядок применения административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 22.03.2012 в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении 62 АА N 001117.
Вместе с тем доказательства приглашения законного представителя МУП г. Рязани "Автоколонна N 1310" в ОГИБДД УМВД России по г. Рязани на составление протокола об административном правонарушении на 22.03.2012 в материалах дела отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в материалах дела имеется адресованное Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области письмо ОГИБДД УМВД России по г. Рязани от 19.09.2012 (т. 1, л. д. 144), в котором сообщено, что представитель МУП "Рязанская автоколонна N 1310" извещался о составлении протокола об административном правонарушении по телефону указанной организации.
Однако в подтверждение такого способа извещения предприятия соответствующая телефонограмма к данному письму не приложена и в материалы дела административным органом не представлена.
Из протокола об административном правонарушении от 22.03.2012 62 АА N 001117 следует, что при его составлении в качестве представителя общества присутствовал Кузин А.А. на основании общей доверенности от 21.03.2012 N 41, где в числе полномочий не указано его право на участие в производстве по конкретному делу об административном правонарушении.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции полагает, что наличие такой доверенности не является доказательством извещения законного представителя предприятия о времени и месте составления протокола, равно как и извещение Кузина А.А. не свидетельствует об извещении законного представителя МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310".
Данное нарушение признается судом апелляционной инстанции существенным, так как в этом случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 Кодекса гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами. Возможность устранения указанных недостатков отсутствует.
С учетом этого протокол об административном правонарушении, как составленный с нарушением статьи 28.2 Кодекса, не может являться доказательством совершения МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 14.38 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области о назначении административного наказания от 11.05.2012 N 92/2012-Р/А.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Неправильного применения судом норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21 сентября 2012 года по делу N А54-5226/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5226/2012
Истец: МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-370/13
10.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5467/12
26.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5467/12
25.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5467/12
21.09.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5226/12