г. Москва |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А41-7715/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
от ЗАО "Мособлстрой N 20" - Машкарь Ю.В. по доверенности от 18.10.2012 N 10;
от Администрации г. Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области - Гурьянова А.Ю. по доверенности от 30.12.2011 N 49;
от Администрации Пушкинского муниципального района Московской области - Огородний В.С. по доверенности от 29.12.2011 N 58,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-7715/12 по заявлению ЗАО "Мособлстрой N 20" к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, третье лицо - Администрация г. Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области, о признании незаконным отказа, об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Мособлстрой N 20" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации г. Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области с требованиями:
- признать решение Администрации г. Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области, связанное с отказом в согласовании местоположения границ земельных участков и схемы расположения земельного участка, предоставленного ЗАО "Мособлстрой N 20" в бессрочное и бесплатное пользование под строительство 9-ти этажного 108 квартирного жилого дома по Государственному акту на право пользования землей, бланк серии А-1 N 413771, зарегистрированный 17.09.1990 в Книге записей государственных актов на право пользования землей за N 195, незаконным, а сообщения от 18.11.2011 N 2110 и от 30.12.2011 N 2423 недействительными;
- обязать Администрацию г. Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области согласовать местоположения границ земельных участков и выдать соответствующее распоряжение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предоставленных ЗАО "Мособлстрой N 20" в бессрочное и бесплатное пользование под строительство 9-ти этажного 108 квартирного жилого дома по Государственному акту на право пользования землей, бланк серии А-1 N 413771, зарегистрированный 17.09.1990 в Книге записей государственных актов на право пользования землей за N 195.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвует - Администрация Пушкинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 1 августа 2012 года по делу N А41-7715/12 в удовлетворении требований ЗАО "Мособлстрой N 20" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Мособлстрой N 20" обжаловало его в апелляционном порядке.
Апелляционным судом установлено, что заявитель обратился в орган местного самоуправления городского поселения, руководствуясь сведениями о наличии у заместителя Главы Администрации г. Пушкино Пушкинского муниципального района Назарова Ю.И. доверенности от 20.05.2011, выданной Администрацией Пушкинского муниципального района, на совершение действий по согласованию актов согласования местоположения границ земельных участков и схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования городское поселение Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области, с правом их подписания, со сроком до 31.12.2011.
Как поясняет Администрация города Пушкино, Администрация Пушкинского муниципального района каждый год выдает Назарову Ю.И. - заместителю Главы Администрации города Пушкино нотариально заверенную доверенность на совершение действий по согласованию актов согласования местоположения границ земельных участков и схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования городское поселение Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области с правом их подписания.
Заместитель Главы Администрации города Пушкино в данном случае выступает в качестве представителя Администрации Пушкинского муниципального района, а не Администрации города Пушкино.
Апелляционный суд расценивает оспариваемый отказ как ненормативный акт, вынесенный от имени и в интересах Администрации Пушкинского муниципального района, поскольку Назаров Ю.И. при его вынесении осуществлял действия, на совершение которых был уполномочен указанной доверенностью.
Исходя из изложенного, апелляционный суд пришел к выводу, что надлежащим заинтересованным лицом по настоящему спору является Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, в связи с чем, Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для арбитражного суда первой инстанции, и допустил замену ненадлежащего заинтересованного лица Администрации города Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области на надлежащее заинтересованное лицо - Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области.
В суде первой инстанции обществом заявлялось ходатайство о замене ненадлежащего заинтересованного лица - Администрации города Пушкино -на надлежащее - Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области.
Заслушав представителей сторон, исследовав в совокупности представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что заявление ЗАО "Мособлстрой N 20" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено: решением Пушкинского городского Совета народных депутатов Московской области от 21.02.1989 N 194 (архивная копия) тресту "Мособлстрой-20" Главмособлстроя был отведен земельный участок площадью 0,9 га под строительство девятиэтажного жилого дома по адресу: г. Пушкино, ул. Первомайская, за счет сноса жилых домов N 4 по ул. Первомайской, N 6 по 1-й Домбровской и дома N 9 по ул. 2-й Домбровской.
Земельный участок закреплен за трестом в бессрочное и бесплатное пользование, согласно Государственному Акту на право пользование землей N А-I 413771 от 17.09.1990.
В 1990 году на базе треста "Мособлстрой-20" Главмособлстроя создано арендное проектно-строительное объединение N 20.
Постановлением Главы администрации Пушкинского района Московской области от 12.01.1993 N 63 произведена государственная регистрация АОЗТ "Мособлстрой N 20", правопреемника арендного предприятия "Мособлстрой N 20", в соответствии с законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
В 1998 году в связи с изменением законодательства об акционерных обществах АОЗТ "Мособлстрой N 20" переименовано в ЗАО "Мособлстрой N 20", Московской областной регистрационной палатой выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 28.12.1998 и внесена соответствующая запись в реестр под номером 50:13:00447.
Постановлением Главы администрации Пушкинского района N 1029 от 15.07.1996 утвержден Акт Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 108 квартирного жилого дома N 6 в г. Пушкино, ул. 1-я Домбровская. Данным постановлением Пушкинскому МБТИ предписано произвести правовую регистрацию жилого дома по праву собственности за АОЗТ "Мособлстрой N 20".
ЗАО "Мособлстрой N 20" 13 октября 2011 года обратилось к заместителю главы администрации г. Пушкино с просьбой согласовать схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Первомайская, и согласовать акты согласования местоположения границы данного земельного участка.
Письмами от 18.11.2011 N 2110 от 30.12.2011 N 2423 администрация отказала в согласовании местоположения границ земельного участка. Отказ мотивирован тем, что документы о праве бессрочного бесплатного пользования земельным участком, представленные заявителем, не имеют юридической силы, поскольку на данном участке, указанном на схеме, расположен жилой дом (адрес: г. Пушкино, ул. 2-я Домбровская, д. 9). Данный земельный участок передан ЗАО "Спецстройжилье-групп" для развития застроенной территории.
Заявитель, считая решение Администрации г. Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области, связанное с отказом в согласовании местоположения границ земельных участков и схемы расположения земельного участка, предоставленного ЗАО "Мособлстрой N 20" в бессрочное и бесплатное пользование под строительство 9-ти этажного 108 квартирного жилого дома по Государственному акту на право пользования землей, бланк серии А-1 N 413771, зарегистрированный 17.09.1990 в Книге записей государственных актов на право пользования землей за N 195, незаконным, а сообщения от 18.11.2011 N 2110 и от 30.12.2011 N 2423 недействительными, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пунктах 66 - 68 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определена правовая позиция о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, и способах защиты таких прав, в том числе разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться с иском об установлении границ земельных участков, а также с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а также предшествующих распоряжению земельным участком действий, в частности, об оспаривании решений о предоставлении земельного участка для строительства. При рассмотрении указанных требований суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
Из материалов дела следует, что в границах спорного земельного участка расположены следующие жилые дома: многоквартирный жилой дом N 9 по улице 2-я Домбровская; многоквартирный жилой дом N 6 по ул. Боголюбская; частный жилой дом N 4 по ул. Боголюбская.
Следовательно, апелляционный суд приходит к выводу, что заявитель не доказал наличие у него права обратиться с иском о согласовании местоположения границ земельных участков и издании соответствующего распоряжение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Заявитель ссылается на то, что жилой дом N 9 по улице 2-я Домбровская подлежит сносу.
Однако, согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Пунктом 42 указанного Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Жилой дом N 9 по улице 2-я Домбровская в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признавался.
Действия по сносу указанного дома будут нарушать права собственников жилых помещений указанного дома, которые также имеют права на земельный участок, прилегающий к дому.
Кроме того, спорный земельный участок площадью 0,9 га по ул. Первомайская был предоставлен для строительства многоквартирного жилого дома, который введен в эксплуатацию.
На основании изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения требований ЗАО "Мособлстрой N 20".
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 1 августа 2012 года по делу N А41-7715/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ЗАО "Мособлстрой N 20" - отказать.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7715/2012
Истец: ЗАО "Мособлстрой N20"
Ответчик: Администрация г. Пушкино Пушкинского района МО
Третье лицо: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, Администрация Пушкинского района, Администрация г. Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области