г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А56-10154/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2012 по делу N А56-10154/2012 (судья Левченко Ю.П.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прайм Рут авто"
к Центральной акцизной таможне
об оспаривании ненормативного акта
при участии:
от заявителя: извещен, не явился;
от ответчика: Степановой М.В. по доверенности от 01.08.2012 N 05-21/17839;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут авто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Центральной акцизной таможни (далее - таможня, ЦАТ) по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по декларациям на товары N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просит обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 198 300 руб. 39 коп.
Решением суда от 29.05.2012 требования общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, просит решение суда от 29.05.2012 отменить, в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы ссылается на то, что он не был извещен о дате и времени судебного разбирательства, что лишило его возможности участвовать в судебном процессе и возражать против удовлетворения требований общества.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции, усматривая наличие обстоятельств, которые в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для безусловной отмены решения от 29.05.2012, а именно рассмотрение дела в отсутствие участвующего в деле лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, определением от 06.11.2012 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ.
В судебном заседании 04.12.2012 представитель таможни возражал против удовлетворения заявленных обществом требований, представил отзыв.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.
Из материалов дела следует, что обществом и финской компанией "Oy Scan-Auto АВ" заключены внешнеэкономические контракты от 15.01.2010 N 21182 и от 09.11.2010 N 20689 на приобретение седельных тягачей.
На основании указанных контрактов 11.10.2010 и 29.11.2010 обществом на таможенную территорию РФ ввезен товар: седельные тягачи R20, год выпуска 2007, дизель, объем 11705, мощность 309 КВт.
В целях таможенного оформления указанного товара обществом, как получателем и декларантом, на специализированный Северо-Западный акцизный таможенный пост ЦАТ поданы декларации на товары (далее - ДТ) N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076.
Таможенную стоимость товаров декларант определил по первому (основному) методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сумме 2 545 819 руб. 60 коп.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило таможне комплект документов в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", в том числе внешнеэкономические контракты от 15.01.2010 N 21182 и от 09.11.2010 N 20689, счета-фактуры продавца, паспорт сделки, копии платежный поручений и прочие.
Таможня не согласилась с заявленной декларантом таможенной стоимостью товара, произвела корректировку таможенной стоимости товаров с использованием шестого "резервного" метода определения таможенной стоимости товаров, которая в результате корректировки составила 3 375 528 руб. 30 коп.
В целях обеспечения выпуска товара обществом уплачены дополнительно начисленные таможенные платежи в общей сумме 198 300 руб. 39 коп.
Общество обратилось в таможню с заявлением от 27.11.2010 о возврате суммы указанных таможенных платежей, которые оно считает излишне уплаченными.
В ответ на заявление общества таможня направила письменный отказ от 26.12.2011, указывая на отсутствие оснований для возврата денежных средств.
Полагая, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного и оформленного по ДТ N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076, а также отказ в возврате таможенных платежей являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ЦАТ, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1), определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
В силу пункта 2 указанной статьи Закона N 5003-1 первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона. При этом положения, установленные статьей 19 Закона N 5003-1, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 Закона.
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона N 5003-1 (пункт 1 статьи 19 Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (вступившего в силу с 01.07.2010, далее - ТК ТС) таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно статье 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при любом из условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в том числе расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Как следует из статьи 69 ТК ТС, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку, для чего вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 68 ТК ТС, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции усматривает, что при таможенном оформлении товаров по ДТ N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076 обществом представлен полный пакет документов, достоверно подтверждающих заявленную им таможенную стоимость товара.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все представленные декларантом в таможенный орган документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товара, содержат необходимую и достоверную информацию о цене товара, о его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты, и считает, что в данном случае у таможни не имелось правовых оснований для корректировки таможенной стоимости товара.
Доводы таможни в обоснование правомерности корректировки таможенной стоимости о необоснованном занижении обществом цены на ввезенные товары по сравнению с идентичными, однородными товарами подлежит отклонению как бездоказательный.
Вопреки положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ таможня не доказала невозможность использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости и не опровергла достоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах; не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий и не доказала правомерность применения резервного метода, поскольку не обосновала, что использованная таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товара ценовая информация применима к конкретным условиям осуществленной сделки.
На основании изложенного заявитель обоснованно применил метод определения таможенной стоимости спорного товара по цене сделки с ввозимыми товарами, в то время как таможня не доказала наличие ограничений, препятствующих применению обществом указанного метода.
Таким образом, таможенный орган неправомерно произвел корректировку таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076, в связи с чем, таможенные платежи в сумме 198 300 руб. 39 коп., уплаченные обществом в результате такой корректировки, являются излишне уплаченными.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Часть 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ содержит перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Как усматривается из материалов дела, заявителем соблюдены предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ условия возврата излишне уплаченных таможенных платежей, размер таможенных платежей, дополнительно уплаченных обществом в результате корректировки таможенной стоимости ввезенного товара таможенным органом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание незаконность действий таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076, на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенных прав апелляционный суд обязывает таможню устранить допущенное нарушение прав общества путем возврата ему 198 300 руб. 39 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление общества - удовлетворению в полном объеме, расходы по оплате государственной пошлины - перераспределению по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2012 по делу N А56-10154/2012 отменить.
Признать незаконными действия Центральной акцизной таможни в лице Северо-западного акцизного таможенного поста по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 198300,39 рублей по ГТД N 10009193/111010/0002869, N 10009193/291110/0005076.
Обязать Центральную акцизную таможню (местонахождение: 109240, Москва, ул. Яузская, дом 8, ОГРН 1027700552065) возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут авто" (местонахождение: 199178, город Санкт-Петербург, 7-я линия В.О., дом 76, литер А, офис N 415А, ОГРН 1077847569304) 198300,39 рублей излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10009193/111010/0002869, N 10009193/291110/0005076.
Взыскать с Центральной акцизной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут авто" 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления согласно платежному поручению от 21.02.2012 N 130.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут авто" из федерального бюджета 5000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 21.02.2012 N 130.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10154/2012
Истец: ООО "Прайм-Рут авто"
Ответчик: Центральная акцизная таможня в лице Северо-Западного акцизного таможнного поста(специализированный)