г.Москва |
|
10 декабря 2012 г. |
N А40-40648/11-153-301 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.12.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Захарова С.Л., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "КАСИ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.09.2012
по делу N А40-40648/11-153-301, принятое судьей Кастальской М.Н.,
по заявлению ООО "КАСИ (ОГРН 1027739829677; г.Москва, ул.Уральская, д.4А, стр.1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании недействительным решения об отказе в оформлении договора аренды,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Гордон Л.А. по доверенности от 16.03.2011,
представителя ответчика Леоновой Т.А. по доверенности от 11.09.2012,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.09.2012, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований ООО "КАСИ" о признании незаконными решения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 25.02.2011 об отказе в оформлении на новый срок договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77-03-02015-050 площадью 2 267 кв.м., расположенного по адресу г.Москва, ул.Уральская, вл.4А, на котором находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что факт нарушения конкретных прав и законных интересов заявителя материалами дела не подтвержден. При этом суд пришел к выводу о том, что при отсутствии права собственности на объекты недвижимости у Общества отсутствует право на предоставление в аренду земельного участка, занятого этими объектами.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. При этом указывает, что право собственности Общества на здания, расположенные на спорном земельном участке, зарегистрировано в установленном порядке.
Представитель Департамента земельных ресурсов г.Москвы в судебном заседании возражал против доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, указывая на то, что оспариваемое заявителем решение не нарушает его прав и законных интересов.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО "КАСИ" 23.10.2003 заключен договор N М-03-505656 аренды земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Уральская, вл. 4А, площадью 2267 кв.м. для эксплуатации плодоовощного рынка без права строительства и реконструкции сроком до 23.06.2008.
Письмом от 25.02.2011 Департамент земельных ресурсов горда Москвы сообщил ООО "КАСИ" об отказе в оформлении на новый срок названного договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 77-03-02015-050 площадью 2267 кв.м., расположенный по адресу г.Москва, ул.Уральская, вл.4А (том 1 л.д.24).
В обоснование отказа Департамент указал на то, что договор аренды прекращен на основании ст.ст.610, 621 Гражданского кодекса РФ, что подтверждается уведомлением от 23.12.2010 о прекращении права аренды с 28.03.2011.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исходя из предмета заявленных Обществом требований, настоящий спор подлежит рассмотрению по правилам Главы 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительным (незаконными) необходимо установить наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Заявляя о признании незаконным решения ответчика об отказе в оформлении на новый срок договора аренды земельного участка, Общество ссылается на наличие у него безусловных оснований для заключения договора аренды, исходя из того, что заявитель является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке.
При этом свои требования Общество основывает на положениях статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с соответствующим заявлением) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, осуществляет субъект РФ - г.Москва.
Согласно ст.ст.3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В силу п.5.1 Положения Департамент в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов г.Москвы является органом, уполномоченным на решение вопросов о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В настоящем случае в обоснование своих требований Общество указывает на то, что ООО "КАСИ" осуществило строительство и реконструкцию расположенного на данном участке Щелковского сельскохозяйственного рынка, на территории которого расположены используемые для его эксплуатации шесть зданий (строения 1, 2, 3, 4, 5, 6) по адресу: г.Москва, ул.Уральская, вл.4А.
Право собственности на указанные объекты недвижимости возникло в апреле 1996 года, объекты созданы ООО "КАСИ" за свой счет для организации деятельности и эксплуатации сельскохозяйственного рынка. Основанием возникновения права собственности на объекты недвижимости является Акт приемки муниципальных (малых) рынков, мелкооптовых ярмарок в эксплуатацию от 26.04.1996, утвержденный Префектом ВАО. Право собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, зарегистрировано в установленном порядке.
Как указывалось выше, решением, оформленным письмом от 25.02.2011, Департамент земельных ресурсов горда Москвы отказал ООО "КАСИ" в оформлении на новый срок договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 77-03-02015-050 площадью 2267 кв.м., расположенный по адресу г.Москва, ул.Уральская, вл.4А, со ссылкой на статьи 46 ЗК РФ и 610 ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Согласно ч.1 ст.610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Частью 2 названной статьи Кодекса предусмотрено, что если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.
В настоящем случае суд первой инстанции правомерно принял во внимание тот факт, что Департамент земельных ресурсов города Москвы воспользовался предоставленным законом правом и уведомлением от 23.12.2010 N 33-2ТЗ-2701/10 отказался от договора аренды от 23.10.2003 N М-03-505656, предупредив о прекращении правоотношений с 28.03.2011 (том 1 л.д.27).
Следует также принять во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 01.12.2011 по делу N А40-47801/11-49-416 вышеозначенные объекты, расположенные на земельном участке по адресу: г.Москва, ул.Уральская, владение 4А, стр.1, 2, 3, 4, 5, 6, признаны самовольными постройками.
При этом суд обязал ООО "КАСИ" снести указанные строения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу с предоставлением Префектуре Восточного административного округа города Москвы права осуществить снос самовольных построек в случае неисполнения ООО "КАСИ" судебного акта (том 2 л.д.88).
Следовательно, доводы заявителя о наличии права собственности Общества на указанные строения, наличии в связи с этим права на земельный участок, и, соответственно, наличии обязанности Департамента (со ссылкой на ст.36 ЗК РФ) предоставить данный участок в аренду Обществу, необоснованны.
С учетом изложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о том, ООО "КАСИ" не может быть признано лицом, исключительное право на приобретение права аренды земельного участка которого нарушено оспариваемым отказом Департамента.
Доводы о необоснованности расторжения договора аренды не принимаются апелляционной коллегией, поскольку предметом настоящего спора является вопрос законности решения Департамента об отказе в заключении договора аренды, а не принятое им ранее решение о расторжении заключенного договора.
Учитывая сказанное, является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.09.2012 по делу N А40-40648/12-153-301 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40648/2011
Истец: ООО "КАСИ"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34952/12