г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А56-34143/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Савин Р.В. по доверенности от 15.12.2011 N 182-12/1
от заинтересованного лица: Зайцев А.В. по доверенности от 21.12.2011 N 03-02-18
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20657/2012) Общества с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2012 по делу N А56-34143/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО"
к Комитету по транспорту Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления от 27.04.2012
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" (ОГРН 1037841003298, 192019, Санкт-Петербург, ул. Хрустальная, д. 22, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по транспорту Санкт-Петербурга (ОГРН 1027810354516, 191167, Санкт-Петербург, Исполкомская ул., д. 16, литера А, далее - Комитет, административный орган) от 27.04.2012 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 10.09.2012 в удовлетворении заявления общества отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ПИТЕРАВТО", ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда от 10.09.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. Податель жалобы ссылается на допущенные административным органом нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности. Кроме того, податель жалобы полагает, что административным органом не доказана вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения, а также ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда от 10.09.2012 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и ООО "ПИТЕРАВТО" (перевозчик) заключен договор от 01.12.2011 N 12-106/003 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, перечень которых содержится в приложении N 1 к договору.
В ходе проверочных мероприятий, проведенных представителями СПб ГКУ "Организатор перевозок" и ОГИБДД СЗМУГАДН установлено, что 29.02.2012 при осуществлении перевозок пассажиров и багажа на маршруте регулярных перевозок N К-346 (Прибалтийская пл. - Суздальский пр.) на автомобиле Otoyol с государственным регистрационным номером АО 035-78 с нарушением пункта 4.7.5 договора от 01.12.2011 N12-106/003 - срок эксплуатации транспортного средства превышает 5 лет с первоначальной даты ввода в эксплуатацию (2005 года выпуска).
Кроме того, в ходе административного расследования установлено, что общество продолжало противоправную деятельность, а именно:
- 14.03.2012 в 10 час. 00 мин. в Адмиралтейском районе пл. Балтийского вокзала на маршруте регулярных перевозок N К-62 (ст.м. Балтийская - ул. Кораблестроителей) на автомобиле Otoyol М29City с г.н.р. АТ 925-78 ООО "ПИТЕРАВТО" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условий пунктов 4.7.1, 4.7.6 заключенного с Комитетом договора от 10.12.2010 N 10-079/039 - срок эксплуатации транспортного средства превышает 5 лет с первоначальной даты ввода в эксплуатацию - транспортное средство 2006 года выпуска (акт от 14.03.2012 N 00131);
- 14.03.2012 в 10 час. 00 мин. в Адмиралтейском районе пл. Балтийского вокзала на маршруте регулярных перевозок N К-62 (ст.м. Балтийская - ул. Кораблестроителей) на автомобиле Otoyol М29City с г.н.р. АВ 133-78 ООО "ПИТЕРАВТО" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условий пунктов 4.7.1, 4.7.6 заключенного с Комитетом договора от 10.12.2010 N 10-079/039 - срок эксплуатации транспортного средства превышает 5 лет с первоначальной даты ввода в эксплуатацию - транспортное средство 2006 года выпуска (акт от 14.03.2012 N КТ123);
- 14.03.2012 в 10 час. 00 мин. в Адмиралтейском районе пл. Балтийского вокзала на маршруте регулярных перевозок N К-62 (ст.м. Балтийская - ул. Кораблестроителей) на автомобиле Otoyol М29City с г.н.р. АХ 961-78 ООО "ПИТЕРАВТО" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условий пунктов 4.7.1, 4.7.6 заключенного с Комитетом договора от 10.12.2010 N 10-079/039 - срок эксплуатации транспортного средства превышает 5 лет с первоначальной даты ввода в эксплуатацию - транспортное средство 2006 года выпуска (акт от 14.03.2012 N 00130);
- 15.03.2012 в 12 час. 40 мин. в Невском районе у д. 20 по пр. Большевиков на маршруте регулярных перевозок N К-155а (ст.м. пр. Большевиков - ст.м. пр. Большевиков) на автомобиле Otoyol М29City с г.н.р. АР 522-78 ООО "ПИТЕРАВТО" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условий пунктов 4.7.1, 4.7.6 заключенного с Комитетом договора от 10.12.2010 N 10-071/017 - срок эксплуатации транспортного средства превышает 5 лет с первоначальной даты ввода в эксплуатацию - транспортное средство 2006 года выпуска (акт от 15.03.2012 N 00134);
- 20.03.2012 в 10 час. 15 мин. в Центральном районе у д. 28 по ул. Кирочной на маршруте регулярных перевозок N К-269 (ст.м. Чернышевская - Мурманское ш.) на автомобиле Otoyol М29City с г.н.р. АТ 894-78 ООО "ПИТЕРАВТО" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условий пунктов 4.7.1, 4.7.6 заключенного с Комитетом договора от 10.12.2010 N 10-079/039 - срок эксплуатации транспортного средства превышает 5 лет с первоначальной даты ввода в эксплуатацию - транспортное средство 2006 года выпуска (акт от 15.03.2012 N 00138);
- 20.03.2012 в 10 час. 30 мин. в Московском районе у д. 103 по Новоизмайловскому пр. на маршруте регулярных перевозок N К-36 (Сенная пл. - пл. Конституции) на автомобиле Otoyol М29City с г.н.р. АР 506-78 ООО "ПИТЕРАВТО" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условий пунктов 4.7.1, 4.7.6 заключенного с Комитетом договора от 10.12.2010 N 12-108/005 - срок эксплуатации транспортного средства превышает 5 лет с первоначальной даты ввода в эксплуатацию - транспортное средство 2006 года выпуска (акт от 15.03.2012 N КТ134);
- 20.03.2012 в 10 час. 30 мин. в Московском районе у д. 103 по Новоизмайловскому пр. на маршруте регулярных перевозок N К-36 (Сенная пл. - пл. Конституции) на автомобиле Otoyol М29City с г.н.р. АТ 921-78 ООО "ПИТЕРАВТО" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условий пунктов 4.7.1, 4.7.6 заключенного с Комитетом договора от 10.12.2010 N 12-108/005 - срок эксплуатации транспортного средства превышает 5 лет с первоначальной даты ввода в эксплуатацию - транспортное средство 2006 года выпуска (акт от 15.03.2012 N КТ133).
По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом Комитета в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ вынесено определение от 29.02.2012 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 42 Закона N 273-70 и проведении административного расследования.
28.03.2012 уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 29-12.
Постановлением Комитета от 27.04.2012 ООО "ПИТЕРАВТО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона N 273-70, выразившегося в оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге с нарушением условий договора, заключенного с Комитетом по транспорту; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с законностью постановления о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения и не установил нарушений порядка привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 10.09.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
Отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 19-4).
В соответствии со статьей 2 Закона N 19-4 перевозчик - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования.
Согласно статье 5 Закона N 19-4 организация работы перевозчиков производится Правительством Санкт-Петербурга и уполномоченным органом. Порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок, заключенными между уполномоченным органом и перевозчиком.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 N 683 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" установлено, что Комитет по транспорту является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по осуществлению организации и проведения для перевозчиков конкурса, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному маршруту регулярных перевозок.
В соответствии со статьей 12 Закона N 19-4 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 730-138) перевозчики, нарушившие требования, предъявляемые к их деятельности нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге"
Пунктом 2 статьи 42 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге в случае, если отсутствует договор, а также нарушение перевозчиком условий указанного договора.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и ООО "ПИТЕРАВТО" (перевозчик) заключен договор от 01.12.2011 N 12-106/003 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, перечень которых определен в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 4.7.5 договора при достижении подвижным составом большой вместимости срока эксплуатации 7 лет или подвижным составом средней вместимости срока эксплуатации 5 лет с первоначальной даты ввода в эксплуатацию, Перевозчик обязан произвести замену такого подвижного состава на подвижный состав с техническими и конструкционными характеристиками согласно приложениям N 4, N 5, N 6 к настоящему договору.
Факт нарушения обществом при осуществлении пассажирских перевозок условий пункта 4.7.5 договора от 01.12.2011 N 12-106/003 (использование транспортных средств, срок эксплуатации которых превышает 5 лет) установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела (акт от 29.02.2012 N 00075 с приложением, л.д.94-103, протокол об административном правонарушении от 28.03.2012 N 29-12) и обществом не опровергнут.
Поскольку требование к предельным срокам эксплуатации транспортных средств предусмотрено условием договора перевозки, на основании которого общество осуществляет свою деятельность на территории города Санкт-Петербурга, то нарушение обществом указанного условия договора в силу статьи 12 Закона N 19-4 образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность по соблюдению условий договора от 01.12.2011 N 12-106/003 (в том числе требование к предельным срокам эксплуатации транспортных средств) возлагается на общество (перевозчика и сторону по договору). Доказательств невозможности соблюдения обществом условий договора на организацию и выполнение перевозок в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения, исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая, что нарушение обществом условий договора связано с обеспечением безопасности дорожного движения, и как следствие возможностью причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным. Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения обществом правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы общества о нарушении процедуры привлечения общества к административной ответственности. Как следует из материалов дела, общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (определение от 29.02.2012 получено обществом 16.03.2012, л.д.91-93), однако законный представитель общества на составление протокола не явился, в связи с чем протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя общества в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Определение о назначении даты и времени рассмотрения материалов дела об административном правонарушении на 27.04.2012 направлено в адрес общества и получено заявителем 05.04.2012 (л.д.29-31). Однако на рассмотрение материалов дела законный представитель общества также не явился, пояснений по факту вменяемого правонарушения не представил.
Административным органом не было допущено существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Постановление от 27.04.2012 о назначении административного наказания вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной пунктом 2 статьи 42 Закона N 273-70 с учетом наличия отягчающих ответственность обстоятельств (неоднократное привлечение к административной ответственности за совершение однородных правонарушений).
При таких обстоятельствах основания для признания незаконным и отмены постановления Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 27.04.2012 о привлечении ООО "ПИТЕРАВТО" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2012 по делу N А56-34143/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34143/2012
Истец: ООО "ПИТЕРАВТО"
Ответчик: Комитет по транспорту Санкт-Петербурга