Тула |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А09-6025/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бонд" на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.08.2012 по делу N А09-6025/2012 (судья Петрунин С.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бонд" (г. Брянск, ИНН 3241010949, ОГРН 1093241000874) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250055417, ОГРН 1043244008323) о признании незаконным и отмене постановления от 05.06.2012 N 15-12/65, в отсутствие представителей сторон, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Бонд" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.06.2012 N 15-12/65 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что в решении Арбитражного суда Брянской области от 14.08.2012 не указано каким именно требованиям Положениям Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П не соответствует справка о подтверждающих документах от 24.10.2011, на отсутствие в действиях Общества события административного правонарушения, а также на то, что указание в справке о подтверждающих документах от 24.10.2011 сведений по трем другим ГТД, ранее представленным в банк письмом от 21.10.2011, не свидетельствует о нарушении Обществом срока представления справки о подтверждающих документах.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить оспариваемое решение без изменения, ссылается на нарушение срока представления Обществом справки о подтверждающих документах, наличие в действиях Общества события административного правонарушения.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе и путем опубликования информации на официальном сайте суда в сети Интернет. Суд апелляционной инстанции в порядке ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как усматривается из материалов дела, Общество и Компания "FOSCO BUSINESS LLP", Великобритания (далее - Покупатель) заключили контракт от 09.12.2009 N 09/12/09 ЭКС, в соответствии с которым Общество обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить уголь древесный (далее - Товар) на общую сумму 110 000 евро согласно дополнительному соглашению от 13.10.2011 к контракту.
По указанному договору Общество оформило паспорт сделки (далее - ПС) от 11.12.2009 N 09120002/2412/0000/1/0 в АКБ "Пробизнесбанк" (ОАО).
В соответствии с декларацией на товары (далее - ДТ) N 10102073/141011/0000852 Общество в рамках данного контракта осуществило вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации на сумму 2 895,00 евро (выпуск разрешен 14.10.2011).
Подтверждающие документы по указанной ДТ подлежали представлению Обществом в уполномоченный банк не позднее 31.10.2011.
По результатам проверки Брянской таможней составлен акт от 02.04.2012 N 10102000/020412/0000029.
В ходе проверки таможенным органом установлено, что справка о подтверждающих документах, в частности, по ДТ N 10102073/141011/0000852 в уполномоченный банк не представлена.
По факту несоблюдения Обществом установленного срока представления справки о подтверждающих документах от 24.10.2011 по ДТ N 10102073/141011/0000852, должностное лицо Брянской таможни составило протокол об административном правонарушении от 02.04.2012 N 10102000-720/2012.
Материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области.
Согласно письмам АКБ "Пробизнесбанк" (ОАО) от 22.05.2012 N 9-4-17576 и от 30.05.2012 N 9-4-18835, полученным в ответ на определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 10.05.2012 N 15-12/65, установлен факт представления справки о подтверждающих документах от 24.10.2011 по ДТ N 10102073/141011/0000852 путем направления письма от 24.10.2011 N 252 посредством системы "Клиент-Банк" в адрес АКБ "Пробизнесбанк" (ОАО).
Письмом от 02.02.2012 N 340 посредством системы "Клиент-Банк" Общество повторно отправило подтверждающие документы по ДТ N 10102073/141011/0000852. Однако уполномоченный банк не принял указанные документы, так как одновременно со справкой о подтверждающих документах Общество не представило все ГТД, указанные в данной справке. Повторно, указанную справку о подтверждающих документах Общество представило.
Постановлением Управления от 05.06.2012 N 15-12/65 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), и ему назначено административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь п. 2.14 Положения, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения, поскольку справка о подтверждающих документах от 24.10.2011, оформленная Обществом с нарушением установленных требований, была возвращена банком, то оно не выполнило обязанность повторного представления в банк ПС надлежащим образом заполненной и оформленной с учетом замечаний банка справки о подтверждающих документах вместе с документами, на основании которых заполнена эта справка.
Между тем суд апелляционной инстанции считает, что административным органом и судом первой инстанции не было принято во внимание, что в силу статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, его совершившее; виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не доказано наличие события административного правонарушения, по следующим основаниям.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В силу части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
При этом пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) и инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
На основании пункта 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего оказание услуг (далее - подтверждающие документы).
Пунктом 2.2 Положения N 258-П установлено, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению.
Справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к данному Положению, указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (вступило в силу с 27.01.2008) отнесена к формам учета по валютным операциям.
Пунктом 2.4 названного Положения предусмотрено, что документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, резидент представляет в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графы "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органом путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
На основании п. 2.10. Положения N 258-П банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о подтверждающих документах и в справке о расчетах через счета за рубежом, сведениям, содержащимся в подтверждающих документах или в копиях банковских выписок, представленных резидентом в банк ПС в соответствии с пунктами 2.2 и 2.5 Положения N 258-П, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанных в настоящем пункте справок, установленного пунктами 2.8 и 2.9 Положения N 258-П.
В силу п. 2.11 Положения N 258-П представленные резидентом справки, указанные в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 Положения N 258-П, проверяются сотрудником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС предусмотренные Положением N 258-П действия по валютному контролю (далее - ответственное лицо банка ПС) в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС.
В случае надлежащего заполнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в Банке России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - печать банка ПС).
В соответствии с п. 2.14 Положения N 258-П банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 Положения N 258-П, с отметкой ответственного лица банка ПС о дате и причине возврата вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с Положением N 258-П (далее - документы, на основании которых заполнены справки), в случаях, если: представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных настоящим Положением; информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки; документы, на основании которых заполнены справки, не представлены или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.
Указанные в настоящем пункте справки и документы возвращаются банком ПС резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.
Второй экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 настоящего Положения, с отметкой ответственного лица банка ПС о дате и причине возврата помещается в досье по паспорту сделки.
Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты их получения от банка ПС.
Из положений нормативных актов следует, что в случае возврата банком представленных в срок ненадлежащим образом оформленных документов, резидент повторно обязан их представить в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты их получения от банка.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как указано в постановлении о назначении административного от 05.06.2012 N 15-12/65, справка от 24.10.2011 с приложением ДТ N 10102073/141011/0000852 представлена в банк паспорта сделки 24.10.2011. Однако данная справка оформлена с нарушением установленных требований, в связи с чем эта справка и представленные с ней подтверждающие документы уполномоченным банком не приняты. Письмом от 02.02.2012 N 340 посредством системы " Клиент-Банк" Общество повторно направило подтверждающие документы по спорной ДТ. Указанные документы вновь не приняты банком, поскольку одновременно со справкой о подтверждающих документах не представлены все декларации, указанные в данной справке.
При этом административный орган сделал вывод о том, справка по указанной декларации в исправленном виде не представлена, в ведомости банковского контроля не отражена, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса, а именно нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в целях учета валютных операций по контракту от 09.12.2009 N 09/12/09 ЭКС Общество обязано было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах в отношении ДТ N 10102073/141011/0000852 (дата выпуска товара 14.10.2011) в срок не позднее 31.10.2011.
Из писем ОАО АКБ "Пробизнесбанк" от 22.05.2012 N 9-417546, от 30.05.2012 N 9-4-18835 и от 30.11.2012 N 9-4-38342 следует, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы по данной экспортной операции представлены ООО "Бонд" 24.10.2011 в письме N 252, переданном с помощью системы "Клиент-Банк", то есть в срок, установленный п. 2.4 Положения N 258-П.
Однако, как указано в данных письмах ОАО АКБ "Пробизнесбанк", представленные в данном письме справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы не были приняты банком на основании абзаца 2 пункта 2.14 Положения N 258-П, так как в данной справке о подтверждающих документах указаны сведения о грузовых таможенных декларациях (N 10102073/061011/0000787, 10102073/10011/0000823, 1002073/111011/0000834), ранее представленные в ОАО АКБ "Пробизнесбанк" в справке о подтверждающих документах от 21.10.2011.
В письме банка, адресованном Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области, от 08.10.2012 вх. N 1818 ОАО АКБ "Пробизнесбанк" сообщило, что второй экземпляр справки с указанием причин возврата и подтверждающие документы были направлены банком в адрес ООО "Бонд" 03.11.2011 почтовым отправлением (почтовый идентификатор N 41004131388713) и были получены обществом 06.12.2011.
Вместе с тем из представленной Обществом, которое отрицает факт возврата спорной справки и подтверждающих документов, выписки из журнала регистрации входящей корреспонденции ООО "Бонд" с 01.01.2011 по 31.12.2011 следует, что 06.12.2011 в адрес общества от ОАО АКБ "Пробизнесбанк", действительно, поступала справка о подтверждающих документах, но не от 24.10.2011, а от 21.10.2011.
Кроме того, из письма Общества, направленного в адрес ОАО АКБ "Пробизнесбанк" 06.04.2012, усматривается, что справка о подтверждающих документах, в частности по декларации N 10102073/141011/0000852, возвращена не была.
В целях устранения указанных противоречий суд апелляционной инстанции направил в ОАО АКБ "Пробизнесбанк" запрос относительно сведений о дате направления в адрес ООО "Бонд" справки о подтверждающих документах от 24.10.2011.
Согласно письму банка от 30.11.2012 N 9-4-38342 справка о подтверждающих документах от 24.10.2011 была направлена банком вместе с другими справками, в том числе со справкой о подтверждающих документах от 10.10.2011, от 21.10.2011, 03.11.2011 почтовым отправлением с почтовым идентификатором N 41004131388713 без описи вложения.
При таких обстоятельствах, с учетом отправления банком указанного письма без описи вложения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бесспорные доказательства возврата банком в адрес общества справки о подтверждающих документах от 24.10.2011 и подтверждающих документов в материалах дела не имеется.
В рассматриваемом случае Управление в рамках административного производства не устанавливало указанные обстоятельства, так же как и соблюдение либо несоблюдение ООО "Бонд" предусмотренного п. 2.14 Положения N 258-П срока для повторного представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк.
Кроме того, административным органом не доказано несоответствие справки о подтверждающих документах, представленной 24.10.2011 банку ПС, требованиям пункта 2.14 Положения N 258-П и, следовательно, наличие оснований для ее возврата Обществу.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы по спорной экспортной операции представлены ООО "Бонд" посредством системы "Клиент-Банк" 24.10.2011, то есть в срок, установленный п. 2.4 Положения, то суд апелляционной инстанции считает, что Управление не доказало событие вменяемого ООО "Бонд" административного правонарушения.
Отсутствие же события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену постановления о назначении административного наказания в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требование ООО "Бонд" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области от 05.06.2012 15-12/65 о назначении административного наказания - удовлетворению.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 2 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.08.2012 по делу N А09-6025/2012 отменить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Бонд" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области от 05.06.2012 N 15-12/65 о назначении административного наказания удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области от 05.06.2012 N 15-12/65 о назначении административного наказания.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6025/2012
Истец: ООО " Бонд "
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4629/12
13.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4629/12
25.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4629/12
12.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4629/12
14.08.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-6025/12