г. Воронеж |
|
04 декабря 2012 г. |
Дело N А36-5516/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.12.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ельцу Липецкой области: Чернышёва А.А. - специалиста-эксперта правового отдела, доверенность N 03-25/94 от 26.11.2012,
от индивидуального предпринимателя Черник Ирины Валерьевны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ельцу Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.10.2012 по делу N А36-5516/2012 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Черник Ирины Валерьевны (ОГРН 306482134000023), Липецкая область, г.Елец к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ельцу (ОГРН 1044800115788), Липецкая область, г.Елец о признании незаконным и отмене полностью постановления по делу об административном правонарушении N000065 от 14.08.2012.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Черник Ирина Валерьевна (далее - ИП Черник И.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ельцу Липецкой области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене полностью постановления по делу об административном правонарушении N 000065 от 14.08.2012 о привлечении предпринимателя к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.10.2012 по делу N А36-5516/2012 заявленное требование удовлетворено, постановление по делу об административном правонарушении N 000065 от 14 августа 2012 года признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС по г. Ельцу обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Инспекции, часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ содержит в своей диспозиции несколько составов административных правонарушений:
- неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
- применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям;
- применение контрольно-кассовой техники, которая используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения;
- отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
При этом, ИП Черник И.В. привлечена к административной ответственности именно за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.
Налоговый орган считает, что поскольку ИП Черник И.В. оказывает бытовые услуги населению, то в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" может осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) - бланка строгой отчетности, несмотря на то, что состоит на учете в ИФНС России по г. Ельцу Липецкой области как плательщик единого налога на вмененный доход.
Инспекция полагает, что суд необоснованно применил норму, содержащуюся в пункте 2.1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ, которая не подлежала применению к рассматриваемым спорным правоотношениям.
В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ельцу Липецкой области доводы апелляционной жалобы поддержал.
ИП Черник И.В. в судебное заседание не явилась, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, направив суду заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
В порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие индивидуального предпринимателя.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение неподлежащим отмене.
Как видно из материалов дела и установлено судом области, Черник Ирина Валерьевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.12.2006 за основным государственным регистрационным номером 306482134000023, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 48 N 001151958.
Сотрудниками налогового органа на основании поручения от 08.08.2012 N 195 проведена проверка ИП Черник И.В. по адресу: г. Елец, ул. Коммунаров, 91 на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты и порядка работы с денежной наличностью.
В ходе проверки установлено, что 08.08.2012 в 15 часов 55 минут при оказании парикмахерских услуг физическим лицам на сумму 100 руб. парикмахером Воротынцевой Ю.В. установлен факт не применения (невыписывание и невыдача) бланков строгой отчетности 08.08.2012 парикмахерами Гудковой и Воротынцевой Ю.В. клиентам в связи с отсутствием бланков строгой отчетности в салоне "Ева+", контрольно-кассовая техника не применяется (отсутствует).
Указанные обстоятельства были зафиксированы в акте проверки N 111091 от 08.08.2012.
09.08.2012 в отношении ИП Черник И.В. был составлен протокол N 000065 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Инспекцией в отношении предпринимателя вынесено постановление N 000065 от 14.08.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с рассмотренным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование ИП Черник И.В., исходил из недоказанности налоговым органом наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда области верной с учетом следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемый акт.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленным статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В силу пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении определенных видов предпринимательской деятельности, в том числе оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Таким образом, плательщик единого налога на вмененный доход, оказывающий бытовые услуги населению, имеет право не применять контрольно-кассовую технику в случае выдачи им документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар по требованию покупателя.
В силу приведенных выше норм для привлечения лица, являющегося налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, административный орган обязан доказать факт невыдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт нахождения ИП Черник И.В. на системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности административным органом не оспорен.
Доказательств того, что клиент потребовал выдачи ему бланка строгой отчетности, в материалы дела административным органом не представлено. Отсутствуют такие данные в документах, составленных налоговой инспекцией по результатам проверки.
В данном случае вопрос о совершении ИП Черник И.А. административного правонарушения, выразившегося в отказе выдать по требованию покупателя (клиента) документ (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) Инспекцией не исследовался, вопрос о вине и данное событие правонарушения не отражены в постановлении по делу об административном правонарушении N 000065 от 14.08.2012.
Ссылка налогового органа на содержащиеся в акте проверки объяснения Гудковой А.П. и Воротынцевой Ю.В., согласно которым бланки строгой отчетности не выдавались клиентам ввиду их отсутствия в салоне красоты "Ева+", не может быть принята во внимание как доказательство события правонарушения, в отсутствие относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств данного обстоятельства.
Поскольку в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства наличия у предпринимателя обязанности по выдаче бланка строгой отчетности, а материалы проверки не содержат сведений о том, что по требованию покупателя не выдан документ, подтверждающий прием денежных средств, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя события административного правонарушения, в соответственно об отсутствии оснований для привлечения лица к административной ответственности, что свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления от 14.08.2012 N 000065.
Как верно отметил суд области, выполнять функции административных органов, в том числе по сбору доказательств виновности лица суд не может. Суд вправе и должен только оценить доказательства, полученные на законных основаниях в рамках производства по конкретному административному делу до судебного разбирательства, и проверить, насколько правильно непосредственно административный орган установил все обстоятельства, имеющие значение для дела и учтенные этим органом при принятии постановления о привлечении к административной ответственности.
Довод налогового органа о том, что невыдача клиенту документа (товарного чека, квитанции или другого бланка строгой отчетности), подтверждающего прием денежных средств, приравнивается в смысле Закона N 54-ФЗ к неприменению контрольно-кассовой техники был исследован судом области и получил надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности наличия в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, отменив оспариваемое постановление.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, ИФНС России по г. Ельцу на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Липецкой области от 12.10.2012 по делу N А36-5516/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-5516/2012
Истец: ИП Черник И В
Ответчик: ИФНС России по г. Ельцу, ИФНС России по г. Ельцу Липецкой обл.