город Ростов-на-Дону |
|
29 ноября 2012 г. |
дело N А32-14954/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей А.Н. Герасименко, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Седин-Снаб": Талиманчук Артем Владимирович, паспорт, по доверенности от 28.05.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2012 по делу N А32-14954/2012, принятое судьей Бутченко Ю.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Седин-Снаб"
к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Седин-Снаб" (далее - ООО "Седин-Снаб") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края (далее - Департамент природных ресурсов) о признании незаконным и отмене постановления от 18.05.2012 N 1.12/550П-2 о привлечении ООО "Седин-Снаб" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 28.08.2012 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент природных ресурсов обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что совершенное обществом правонарушение обоснованно квалифицировано по статье 8.2 КоАП РФ, так как обществом допущено нарушение экологических норм и требований при обращении деятельности по обращению с отходами в виде накопления отходов.
В судебное заседание не явились представители Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края.
Представитель ООО "Седин-Снаб" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 03.04.2012 прокурором Западного административного округа г. Краснодара вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Седин-Снаб" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В постановлении указано, что прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара с привлечением специалиста Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края проведена проверка соблюдения обществом "Седин-Снаб" законодательства об охране окружающей среды.
Проверкой установлено, что общество фактически осуществляет свою деятельность по адресу: г. Краснодар, ул. Захарова, 1, основным видом деятельности Общества является снабженческая коммерческая деятельность.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности, а также при эксплуатации зданий, строений образуются и временно размещаются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1-й класс опасности); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4-й класс опасности); отходы от обслуживания автотранспорта: масла автомобильные отработанные (3-й класс опасности), отработанные автомобильные масляные фильтры (3-й класс опасности), фильтры автомобильные воздушные отработанные (4-й класс опасности), покрышки отработанные (4-й класс опасности).
В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" ООО "Седин-Снаб" не подтвержден класс опасности отходов, образующихся в результате деятельности предприятия, паспорт на отходы отсутствуют. В нарушение ст. 19 закона N 89-ФЗ обществом не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов. В нарушение ст. 15 Закона N 89-ФЗ лица, допущенные к обращению с отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
Постановление вынесено с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Краснодарского края по охране природы Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края вынесено постановление от 18.05.2012 N 1.12/550П-2 о привлечении ООО "Седин-Снаб" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ООО "Седин-Снаб" оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Общество на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.
Таким образом, действия общества квалифицируются судом как накопление отходов применительно к положениям Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.6 Санитарно эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Согласно ст. 15 Закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Статьей 19 Закона об отходах производства и потребления установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Как следует из материалов дела, в том числе постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в нарушение приведенных выше положений экологического законодательства, ООО "Седин-Снаб" не подтвержден класс опасности отходов, образующихся в результате деятельности предприятия, отсутствуют паспорта на отходы; не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов; лица, допущенные к обращению с отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
Таким образом, общество осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, с нарушениями требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе без соблюдения специальной процедуры обращения с опасными отходами, а также лицами, не имеющими профессиональной подготовки, что влечет негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного допущенное обществом правонарушение не может быть квалифицировано по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку нарушение экологических требований произошло не в результате эксплуатации объектов капитального строительства, а в процессе накопления отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4973/12 по делу NА60-50398/2011).
ООО "Седин-Снаб" как лицо, осуществляющее накопление отходов с нарушением экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных экологических требований при накоплении и размещении отходов, ООО "Седин-Снаб" не обеспечило выполнение установленных требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что ошибочные выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения не привели к принятию неправильного решения, поскольку постановление Департамента природных ресурсов о привлечении общества к административной ответственности подлежит отмене ввиду малозначительности совершенного обществом правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 г. при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Административное правонарушение, совершённое обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области охраны окружающей среды и природопользования.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в деле доказательств пренебрежительного отношения ООО "Седин-Снаб" к требованиям охраны окружающей среды, а также причинения совершенным правонарушением существенного вреда охраняемым правоотношениям.
Материалами дела подтверждается осуществление обществом мероприятий, направленных на соблюдение требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по накоплению отходов. В частности, между ООО "Седин-Снаб" и ООО "Экосервис-Бытуслуги" заключен договор от 12.01.2012 N 8841/КК на оказание услуг по организации вывоза на демеркуризацию ртутьсодержащих ламп, предметом которого является услуга по сбору, транспортировке, хранению, размещению и обезвреживанию опасных для окружающей среды отходов, а именно отработанных ртутьсодержащих ламп, термометров и брака вышеуказанных изделий.
Кроме того, обществом в материалы дела представлены доказательства принятии мер по устранению правонарушения, в том числе заключен договор от 01.06.2012 N 2150 на оказание услуг по утилизации опасных отходов, получены паспорта на часть отходов и свидетельство о классе опасности (л.д. 60-72).
Судом также учитывается, что выявленные нарушения не носят систематического характера, существенных нарушений экологических требований, приведших к загрязнению либо реальной угрозе загрязнения окружающей среды в ходе проверки не было выявлено.
Таким образом, оценив обстоятельства совершения правонарушения, его последствия, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения как малозначительного.
С учетом малозначительности совершенного правонарушения у Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края отсутствовали основания для вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности и назначения административного наказания. Постановление от 18.05.2012 N 1.12/550П-2 о привлечении ООО "Седин-Снаб" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, ошибочные выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО "Седин-Снаб" состава административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ не привели к принятию неправильного решения и в силу п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 основания для отмены решения суда от 28.08.2012 отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 августа 2012 года по делу N А32-14954/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14954/2012
Истец: ООО "Седин-Снаб"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края
Третье лицо: Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края