г. Ессентуки |
|
06 декабря 2012 г. |
Дело N А25-428/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.07.2012 по делу N А25-428/2012
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бадракова Канбулата Ахметовича (ОГРНИП 310091823800017)
к администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика, Ногайский район, пос. Эркен-Шахар, ул. Некрасова; ИНН 0918001008, ОГРН 1090918000304)
об оспаривании действий по отказу в заключении договора аренды земельного участка и о возложении обязанности по заключению договора аренды,
с участием третьих лиц: администрации Адыге-Хабльского муниципального района (Карачаево-Черкесская Республика, Адыге-Хабльский район, аул Адыге-Хабль, ул. Советская, 16; ИНН 0917002111 ОГРН 1060917001573), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск Город, ул. Красноармейская, 144; ИНН 0914000719, ОГРН 1040900967414), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Карачаево-Черкесской Республике,
при участии в судебном заседании:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бадракова Канбулата Ахметовича: Бадраков К.А. (лично),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бадраков Канбулат Ахметович (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту - администрация) о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адыге-Хабльский район, между федеральной автодорогой и рекой Кубань, в 800 м. на северо-восток от моста через См. Балку, площадью 180 000 кв.м. с кадастровым N 09:01:0030203:393, а также о возложении на администрацию обязанности по заключению договора аренды указанного земельного участка сроком на 49 лет.
В качестве третьих лиц привлечены администрация Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Карачаево-Черкесской Республике.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.07.2012 требования предпринимателя удовлетворены частично. Действия администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду предпринимателю земельного участка площадью 180 000 кв.м., расположенного на территории Ногайского муниципального района между федеральной дорогой и рекой Кубань в 800 м. на северо-восток от моста через См. Балку, для создания базы фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, судом признаны как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003. Суд обязал администрацию в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003 рассмотреть заявление предпринимателя и в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя утвердить и выдать в срок до 20.08.2012 Бадракову К.А. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для обеспечения последующего выполнения предпринимателем за свой счет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 работ, обеспечивающих подготовку документов и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; в течение четырнадцати дней со дня представления Бадраковым К.А. кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и направить предпринимателю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка. В остальной части в удовлетворении требований судом отказано. Одновременно, с администрации в пользу предпринимателя взыскано 200 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
От филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Карачаево-Черкесской Республике поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании предприниматель просил решение суда от 06.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.07.2012 по делу N А25-428/2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что в 14.05.2009 предприниматель обратился в администрацию Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет для создания базы фермерского хозяйства площадью 180 000 кв.м., расположенного на территории Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики между федеральной автодорогой и рекой Кубань в 800 м. на северо-восток от моста через См. Балку.
Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района в газете "День Республики" N 129-130 (17729) от 20.06.2009 опубликовано объявление о выделении указанного земельного участка для предоставления его в аренду с целью создания базы фермерского хозяйства.
На основании постановления администрации Адыге-Хабльского муниципального района N 289 от 10.08.2009 сформирован земельный участок по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адыге-Хабльский район между федеральной автодорогой и р. Кубань в 800 м на северо-восток от моста через См. Балку, мерой 180000 кв.м., определена категория формируемого земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением администрации Адыге-Хабльского муниципального района N 14 от 25.08.2009 в ранее изданное постановление от 10.08.2009 N 289 внесено дополнение в части разрешенного использования земельного участка - указано на его формирование для создания базы фермерского хозяйства.
В связи с поступлением только одного заявления о предоставлении указанного земельного участка администрацией Адыге-Хабльского муниципального района по результатам рассмотрения заявления Бадракова К.А. издано постановление N 477-а от 23.12.2009 о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка для создания базы фермерского хозяйства в аренду и заключении соответствующего договора.
23.12.2009 между администрацией Адыге-Хабльского муниципального района (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды N 147, согласно которому испрашиваемый земельный участок передан заявителю в аренду сроком на 49 лет, о чем составлен акт приема-передачи от 23.12.2009.
По заказу заявителя в отношении данного земельного участка выполнены кадастровые работы, 26.01.2010 подготовлен межевой план.
08.02.2010 предприниматель обратился в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Карачаево-Черкесской Республике с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
По результатам рассмотрения данного заявления 09.02.2010 принято решение N 01/10-131 об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N 09:01:0030203:393.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что 01.01.2010 после заключения между администрацией Адыге-Хабльского муниципального района и предпринимателем договора аренды N 147 от 23.12.2009, на территории Карачаево-Черкесской Республики сформирована и фактически приступила к исполнению своих обязанностей новая административно-территориальная единица - Ногайский район с административным центром в пос. Эркен-Шахар в результате его выделения из состава Адыге-Хабльского района.
Согласно материалам дела испрашиваемый предпринимателем земельный участок территориально расположен в границах Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.
21.04.2011 предприниматель обратился в администрацию Ногайского муниципального района с письменным заявлением 21.04.2011 о предоставлении в аренду для создания базы фермерского хозяйства сроком на 49 лет ранее предоставленного ему администрацией Адыге-Хабльского района спорного земельного участка.
Постановлением администрации N 212 от 07.06.2011 в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка предпринимателю отказано, в связи с превышением размера данного участка установленных Законом Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 N 61-РЗ "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике" предельных (максимальных) размеров земельных участков для ведения КФХ (05-1 га). Одновременно, предпринимателю предложено оформить земельный участок мерою 10 000 кв.м.
Полагая, что действия (бездействие) администрации, выразившееся в отказе в предоставлении земельного участка в аренду не соответствуют действующему законодательству и нарушают законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002 передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом, принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
По общему правилу земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду на торгах. Эти положения не распространяются на случаи, предусмотренные абзацем 5 пункта 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002, когда земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с указанным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Такой порядок предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003, которыми установлен особый порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, указанный в специальном законе (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2011 по делу N А22-251/2010; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.12.2010 по делу N А63-4449/2010; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.12.2009 по делу N А15-434/2009).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003 граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявление предпринимателя от 21.04.2011 и от 15.05.2012 соответствуют указанным требованиям.
При этом, в данном заявлении предпринимателем указаны размеры испрашиваемого в аренду земельного участка, подтверждено наличие в его распоряжении сельскохозяйственной техники и инвентаря, соответствующие указанному при государственной регистрации виду деятельности фермерского хозяйства, указана цель использования земельного участка, изложено намерение ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в индивидуальном порядке с привлечением на работу работников по трудовым договорам.
Довод о несоответствии площади испрашиваемого участка установленным Законом Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 N 61-РЗ "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике" предельным (максимальным) размерам земельных участков для ведения КФХ, судом первой инстанции обоснованно отклонен ввиду следующего.
На основании статьи 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 N 61-РЗ предельные (минимальный и максимальный) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют от 0,5 га до 1,0 га.
При этом, указанные предельные размеры применяются при предоставлении земель для ведения КФХ в собственность, в то время как особенности аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения определены статьей 28 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 N 61-РЗ.
На основании указанной нормы закона, в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
Следовательно, нормы действующего земельного законодательства с учетом особенностей, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 N 61-РЗ, не препятствуют предоставления в аренду для целей создания и ведения КФХ земельных участков площадью более 1 га.
Довод администрации о невозможности и нецелесообразности предоставления предпринимателю спорного земельного участка, в связи с недостатком земель сельхозназначения в районе и необходимостью обеспечения землей помимо заявителя и иных лиц, участвующих в целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Карачаево-Черкесской Республике на период 2012 - 2014 годы", судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание.
В материалах дела отсутствуют и суду апелляционной инстанции не представлено доказательств обращения иных лиц, по вопросу аренды испрашиваемого земельного, в администрацию Адыге-Хабльского муниципального района либо в администрацию Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.
Кроме того, доказательств обращения участников целевой программы развития фермерства на территории района, нуждающихся в обеспечении землей именно в указанном предпринимателем месте, в материалах дела не имеется.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления при возникновении спора о соответствии решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту обязан доказать, что осуществлял свои действия (бездействовал) в соответствии с требованиями закона.
Поскольку администрация в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не приняла решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду предпринимателю, суд первой инстанций пришел к правильному выводу о том, указанными бездействиями нарушаются права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем, обоснованно удовлетворил требования последнего.
Вывод суда первой инстанции в части отказа возложения на администрацию обязанности по заключению договора аренды спорного участка сроком на 49 лет, является правильным, поскольку статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003 предусмотрена иная процедура предоставления земельных участков для создания КФХ, предполагающая, в том числе, совершение самим заявителем определенных действий (подготовки документов и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка), без совершения которых невозможно принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Кроме того, давая оценку соблюдению трехмесячного срока обращения предпринимателем в арбитражный суд, установленных частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Предметом оспаривания в данном случае является длящееся на протяжении длительного периода (с 2010 и до момента обращения в суд) бездействие администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в не предоставлении предпринимателю в аренду спорного земельного участка, а не собственно отказ, содержащийся в постановлении N 212 от 07.06.2011.
При изложенных обстоятельствах, заявление предпринимателя подано в пределах установленного Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока.
С учётом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.07.2012 по делу N А25-428/2012 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятия нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.07.2012 по делу N А25-428/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Г.В.Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-428/2012
Истец: Бадраков Канбулат Ахметович, Глава Кфх Бадраков Канбулат Ахметович
Ответчик: Администрация Ногайского муниципального района
Третье лицо: Администрация Адыге-Хабльского муниципального района, Администрация Адыге-Хабыльского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Карачаево-Черкеской Республике, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Карачаево-Черкесской Республике, Администрация Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики