г. Вологда |
|
07 декабря 2012 г. |
Дело N А05-11622/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 декабря 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северодвинский гостиничный комплекс "Белые ночи" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 октября 2012 года по делу N А05-11622/2012 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северодвинский гостиничный комплекс "Белые ночи" (ОГРН 1082902002853; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1112902000530; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования от 09.08.2012 N 2.11-05/7414 о представлении документов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, требования удовлетворить. Полагает, что поскольку учетная политика - это набор методов, а не документ, то запросив документ с названием "Учетная политика" инспекция вышла за пределы своих полномочий. Полагает, что налоговый орган не имеет право требовать предоставление регистров, не оговоренных в письме Минфина России от 24.07.1992 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета всех хозяйственных операций". Указывает также, что в оспариваемом требовании не указаны индивидуально-идентифицирующие признаки документов и из него невозможно понять предмет требования.
Инспекция в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением заместителя начальника инспекции от 22.12.2011 N 2.11-05/521 назначена выездная налоговая проверка общества. С указанным решением директор общества Резвый А.А. ознакомлен лично 22.12.2011.
В связи с этим налоговым органом в адрес общества выставлено требование от 09.08.2012 N 2.11-05/7414 о представлении следующих документов: учетной политики с приложениями за 2009, 2010 годы, регистров бухгалтерского учета по расходам организации, аналитических регистров налогового учета.
Не согласившись с указанным требованием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия доказательств нарушения прав общества оспариваемым актом и соответствия требования нормам действующего законодательства.
Апелляционная коллегия считает такой вывод правомерным по следующим основаниям.
На основании статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствие для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативных актов или действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий, указанных в статье 198 АПК РФ: они должны не соответствовать закону и иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или создавать препятствия в осуществлении этой деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы проводят выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, целью, которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 89 названного Кодекса предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
На основании пункта 1 статьи 93 этого же Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форма требования о предоставлении документов утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Из анализа оспариваемого требования следует, что оно правомерно вынесено в связи с проведением в отношении общества выездной налоговой проверки на основании решения должностного лица инспекции, вручено обществу и полностью соответствует утвержденной форме.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что инспекция неправомерно затребовала у него учетную политику, поскольку она представляет собой набор методов, а не документ.
Данные доводы являются необоснованными.
В соответствии с положениями статьи 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Как установлено пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В силу пункта 3 статьи 6 этого же Закона принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Из изложенного следует, что учетная политика представляет собой систему документов, утверждающих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организации.
Таким образом, инспекция правомерно обязала общество представить учетную политику за 2009, 2010 годы.
Податель апелляционной жалобы также указывает, что налоговый орган необоснованно затребовал у него регистры бухгалтерского учета по расходам организации и аналитические регистры налогового учета, поскольку указанные документы не перечислены в письме Минфина России от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях".
Данные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 54 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно статье 10 Закона N 129-ФЗ регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
В силу статьи 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
В соответствии со статьей 314 НК РФ аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Таким образом, ведение регистров бухгалтерского учета по расходам организации и аналитических регистров налогового учета предусмотрено нормами НК РФ и Закона N 129-ФЗ и необходимо для осуществления налогового контроля, поскольку позволяет налоговому органу проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Следовательно, названные документы также правомерно включены инспекцией в оспариваемое требование в целях осуществления налогового контроля.
Вопреки доводам апелляционной жалобы из прямого прочтения названного требования с учетом решения о проведении выездной налоговой проверки от 22.12.2011 N 2.11-05/521 представляется ясным как предмет налоговой проверки в целом, а так и предмет оспариваемого требования.
При этом отсутствие в оспариваемом требовании реквизитов и иных индивидуализирующих признаков документов не влечет признание такого требования недействительным, не свидетельствует о незаконном возложении на налогоплательщика обязанности представить документы, необходимые для выездной налоговой проверки.
Таким образом, несоответствие оспариваемого требования нормам законодательства не нашло своего подтверждения.
Не доказано обществом и нарушение его прав и законных интересов действиями налогового органа по выставлению названного требования.
С учетом изложенного дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 октября 2012 года по делу N А05-11622/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северодвинский гостиничный комплекс "Белые ночи" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11622/2012
Истец: ООО "Северодвинский гостиничный комплекс "Белые ночи"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу