г. Воронеж |
|
05 декабря 2012 г. |
Дело N А36-3504/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2012.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Суховой И.Б.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ОАО "Липецкое дорожно-строительное предприятие N 1": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Липецкое дорожно-строительное предприятие N 1" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.08.2012 по делу N А36-3504/2012 (судья Карих О.М.) по иску Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (ОГРН 1024840853696) к открытому акционерному обществу "Липецкое дорожно-строительное предприятие N 1" (ОГРН 1024840839704) о взыскании 4 207 185 руб. 75 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском (с учетом уточнения) к открытому акционерному обществу "Липецкое дорожно-строительное предприятие N 1" (ОАО "Липецкое дорожно-строительное предприятие N 1", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за 2011 год, 1 и 2 квартал 2012 года в сумме 2 386 831 руб. 77 коп. и. неустойки в сумме 77 809 руб.68 коп.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 24.08.2012 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, полагая его принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, ОАО "Липецкое дорожно-строительное предприятие N 1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции от 24.08.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 30.11.2012 Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, ОАО "Липецкое дорожно-строительное предприятие N 1" не явились, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации города Липецка от 25.05.2006 N 102 "О предоставлении земельного участка ОАО "Липецкое ДСП-1" между администрацией города Липецка (арендодателем) и ОАО "Липецкое Дорожно-строительное предприятие N1" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 349-06-Ю от 01.07.2006.
По условиям договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, относящийся к категории земель поселений с кадастровым номером 48:20:02 85 02:0005, площадью 45 708 кв.м, расположенный по адресу: г.Липецк, проезд Трубный, д.1, Правобережный округ (участок), в целях использования для производственной базы, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору, и являющейся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.1. договора срок аренды участка устанавливается на 10 лет, с 25.05.2006 по 25.05.2016.
Согласно пункту 3.2. арендодатель передал, а арендатор принял участок, указанный в п.1.1. договора, с 25.05.2006 в фактическое пользование.
Договор считается заключенным с момента государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Условия договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора (пункты 2.2., 1.3. договора).
В соответствии с пунктом 4.1. договора арендная плата исчисляется с 30.06.2009 и вносится арендатором равными долями, ежеквартально - не позднее 25 числа месяца квартала, а за IV квартал - не позднее 15 ноября текущего года.
Арендатор уплачивает арендную плату за пользование земельным участком согласно ставкам арендной платы, утверждаемым решениями соответствующих органов местного самоуправления г. Липецка (пункт 4.2. договора).
В силу пункта 4.4. договора размер арендной платы и сроки платежа могут быть пересмотрены арендодателем не чаще одного раза в год, в одностороннем порядке, в случаях изменения ставок арендной платы, изменения порядка исчисления арендной платы либо пересмотра кадастровой стоимости участка, утверждаемых соответствующими органами местного самоуправления г. Липецка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В случае изменения сроков и размера арендной платы по основаниям, указанным в п.4.4. договора, условия об изменении сроков и размера арендной платы становятся обязательными для арендатора с момента получения им письменного уведомления. При этом заключение соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка не требуется (пункт 4.5. договора).
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, являясь уполномоченным администрацией Липецкой области органом, направило в адрес арендатора уведомление N 11365-07 от 28.12.2009 об изменении размера годовой арендной платы с 01.01.2009.
Данное уведомление получено ответчиком 29.12.2009.
22.03.2012 Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области в адрес ОАО "Липецкое Дорожно-строительное предприятие N 1" была направлена претензия о погашении в течение 7 дней образовавшейся задолженности по арендной плате за землю за 2011 год, а также пени.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ОАО "Липецкое дорожно-строительное предприятие N 1" не исполнило обязательство по договору аренды земельного участка N 349-06-Ю от 01.07.2006, не оплатило задолженность по арендной плате, а также неустойку в установленный срок, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что требования Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки (пени) по договору аренды земельного участка N 349-06-Ю от 01.07.2006 являются обоснованными и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу частей 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В рассматриваемом случае правоотношения сторон возникли из договора аренды, правовое регулирование которого определено главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер арендной платы определяется договором аренды (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
26.10.2010 решением Липецкого городского Совета депутатов N 131 принято Положение "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Липецка, порядке, условиях и сроках ее внесения и установлении ставок арендной платы за земельные участки, распложенные в границах города Липецка" (далее - Положение о порядке размера арендной платы).
Указанное решение опубликовано в приложении к газете "Липецкая газета" - "Огни Липецка" 30.11.2010 и вступило в законную силу с момента официального опубликования.
В соответствии с данным Положением ставка арендной платы в отношении спорного земельного участка составила 2,5 %.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Из материалов дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Липецкой области утверждены Постановлениями администрации Липецкой области от 10.10.2008 N 277 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" и от 08.12.2008 N 317 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
Указанные нормативные акты были опубликованы и вступили в силу с 01.01.2009.
При заключении договора аренды земельного участка стороны, согласовав условия пункта 4.5. договора, установили возможность изменения истцом в одностороннем порядке размера арендной платы по договору, а также договорились распространять действия соответствующих нормативных правовых актов на правоотношения по данному договору аренды земельного участка.
В соответствии с условиями договора истец письмом от 28.12.2009 N 11365-07 уведомил ответчика об изменении арендной платы, в связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции справедливо укал на то, что одностороннее изменение истцом размера арендной платы соответствует требованиям статей 421, 450, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиям договора и является правомерным.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств внесения арендной платы, предусмотренной договором аренды за предъявленный истцом период, а также не оспорен расчет задолженности, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по арендной плате в сумме 2 386 831 руб. 77 коп.
Довод заявителя жалобы о том, что Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области не надлежащий истец по делу на том основании, что не является стороной по договору аренды и не имеет права на обращение в суд за защитой нарушенных прав не состоятелен ввиду следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
В соответствии с Законом Липецкой области N 138-ОЗ от 16.04.2008 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области" установлено, что на территории городского округа город Липецк Липецкой области распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченным администрацией Липецкой области органом.
В соответствии с Положением "Об Управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области", утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 07.10.2010 N 402-р "Об утверждении Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области", Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области осуществляет от имени Липецкой области в установленном порядке управление и распоряжением государственным имуществом, в том числе, земельными участками, находящимися в собственности области, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов.
В пункте 2.17. Положения "Об Управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области" закреплено, что Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности области, государственным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, иным организациям и гражданам - в аренду, а также на иных основаниях, прекращает право пользования земельными участками в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области является уполномоченным администрацией Липецкой области органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области.
Довод жалобы о том, что уведомление в адрес ответчика об изменении арендной платы датировано 28.12.2009, а распоряжение Администрации Липецкой области N 402-р "Об утверждении Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области" было издано только 07.10.2010, в связи с чем, истец не имел права давать указания об изменении размера арендной платы по договору аренды земельного участка N 349-06-Ю от 01.07.2006 не принят судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанное распоряжение Администрации Липецкой области N 402-р признало утратившими силу распоряжений Администрации Липецкой области от 05.03.2007 N111-р, от 14.06.2007 N420-р, от 14.04.2008 N169-р "Об утверждении Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области", которыми на Управление также была возложена обязанность по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки его исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку (штраф, пени).
Пунктом 6.1. договора стороны предусмотрели ответственность арендатора за невнесение арендной платы в установленный договором срок в виде неустойки в размере 1/300 действующей на дату истечения срока очередного платежа ставки рефинансирования за каждый день просрочки исполнения обязанности по оплате.
Расчет неустойки, произведенный истцом согласно п. 6.1. Договора, за спорный период в сумме 77 809 руб.68 коп. ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области о взыскании неустойки (пени) в сумме 77 809 руб.68 коп..
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя.
Учитывая, что истцу в соответствии со статьями 333.22, 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, то расходы по ее уплате в сумме 2 000 руб. подлежат с него взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.08.2012 по делу N А36-3504/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Липецкое дорожно-строительное предприятие N 1" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Липецкое дорожно-строительное предприятие N 1" (ОГРН 1024840839704) в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3504/2012
Истец: Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Ответчик: ОАО "Липецкое дорожно-строителльное предприятие N1", ОАО "Липецкое дорожно-строительное предприятие N1"
Третье лицо: Токарев Дмитрий Владимирович