г. Владимир |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А79-10014/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 10.12.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Московского района г. Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.10.2012 по делу N А79-10014/2012, принятое судьей Павловой О.Л., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старый лес" (ИНН 2129026023, ОГРН 1022101281290, г. Чебоксары) о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при администрации Московского района г. Чебоксары от 02.08.2012 N 1409, о привлечении к административной ответственности.
Администрация Московского района г. Чебоксары, общество с ограниченной ответственностью "Старый лес", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
23.07.2012 должностными лицами администрации Московского района г. Чебоксары (далее - администрация, административный орган, заявитель) проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Старый лес" (далее - ООО "Старый лес", Общество) Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 N 1186 (далее - Правила благоустройства) и Правил организации сбора, вывоза, переработки и утилизации твердых бытовых и жидких неканализованных отходов на территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.09.2006 N 342.(далее - Правила обращения с ТБО).
В ходе проверки установлено, что в районе жилого дома N 11 по ул. Эльгера г. Чебоксары контейнерная площадка для твердых бытовых отходов, принадлежащая ООО "Старый лес", не заасфальтирована (забетонирована), контейнер стоит на земле, покрытой куском линолеума; на контейнере не размещена информация о владельце контейнера и его телефон.
По факту выявленных нарушений 23.07.2012 должностными лицами администрации составлен акт, и уполномоченным должностным лицом заявителя 02.08.2012 составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, 02.08.2012 административной комиссией при администрации принято постановление N 1409 о привлечении ООО "Старый лес" к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 11.10.2012 удовлетворил заявленное требование, признал незаконными оспариваемое постановление администрации.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель считает неправомерным освобождение Общества от административной ответственности, указывая на доказанность события правонарушения и наличие в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
В судебное заседание представитель заявителя не явился.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (далее - Закон) установлена ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления поселения, городского округа правил благоустройства территории поселения, городского округа.
Согласно пунктам 1.3, 1.4.11 Правил благоустройства физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и территорий, прилегающих к внешним границам участков, зданий и сооружений. Юридические и физические лица в зависимости от вида их деятельности обязаны обеспечить раздельный сбор и хранение бытового мусора и пищевых отходов до их вывоза в закрытых мусоросборниках, установленных на асфальтированных или бетонированных площадках, в соответствии с системой организации сбора, хранения, вывоза твердых бытовых отходов, принятой в соответствии со схемой санитарной очистки города Чебоксары. Складирование металлолома, тары и других крупногабаритных предметов, строительных, других материалов и оборудования в надлежащем порядке в специально отведенных местах в количестве и в соответствии с действующими нормами накопления твердых бытовых отходов. Владельцы устройств, емкостей для сбора, временного хранения твердых бытовых отходов и пищевых отходов должны обеспечить проведение их мойки и дезинфекции в соответствии с санитарными правилами. Места для временного хранения твердых бытовых отходов и пищевых отходов должны быть оборудованы устройствами, не допускающими к отходам безнадзорных животных и птиц.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Обществу вменяется отсутствие твердого основания и информации о владельце и его телефоне на мусорном контейнере, принадлежащем и обслуживаемом ООО "Старый лес".
Судом первой инстанции обоснованно не приняты в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, вменяемом Обществу, фотографии.
Статьи 26.2 и 26.6 КоАП РФ разрешают фиксацию доказательств по делу об административном правонарушении с помощью фотографирования.
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 5 статьи 27.8 Кодекса)
Заявителем не представлены доказательства соблюдения порядка получения фотографий в соответствии с частью 5 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Акт от 23.07.2012 и протокол от 02.08.2012 не содержат сведений о том, что в ходе проверки производилась фотофиксация доказательств, которые приобщены к материалам дела.
В силу требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, части 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Частью 2 статьи 27.8 КоАП РФ предусмотрено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
В случае необходимости применяются фото и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 3 статьи 27.8 КоАП РФ).
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (часть 4 статьи 27.8 КоАП РФ).
Администрацией Московского района г. Чебоксары не представлены доказательства наличия объективной стороны вменяемого административного правонарушения в действиях Общества.
В силу статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; оно не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал наличие в действиях Общества события, а следовательно, и состава вмененного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии правомерно признал незаконным и отменил постановление административной комиссии при администрации Московского района г. Чебоксары от 02.08.2012 N 1409.
Апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 12.10.2012 по делу N А79-10014/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Московского района г. Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10014/2012
Истец: ООО "Старый лес"
Ответчик: Администрация Московского района г. Чебоксары
Третье лицо: Администрация Московского района г. Чебоксары