г. Саратов |
|
06 декабря 2012 г. |
Дело N А57-13491/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтемашстрой" (ОГРН 1096454001930 ИНН 6454093060 г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2012 по делу N А57-13491/2012 (судья Кулапов Д.С)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтемашстрой" (ОГРН 1096454001930 ИНН 6454093060 г. Саратов)
об отмене постановления N 52 от 04.06.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
заинтересованное лицо:
Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (ОГРН 1056405028624 ИНН 6450608625 г. Саратов),
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура (г. Саратов),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Нефтемашстрой" - Гамова К.С. по доверенности от 13.06.2012,
в отсутствие представителей Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтемашстрой" (далее - ООО "Нефтемашстрой", общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене постановления Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (далее - Комитет, административный орган) от 04.06.2012 N 52 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2012 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.04.2012 Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с представителями Управления Росприроднадзора по Саратовской области, Управления Росреестра по Саратовской области по коллективной жалобе работников ООО "Нефтемашстрой" от 21.03.2012 проведена проверка ООО "Нефтемашстрой" по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, с.Безымянное (район ст.Безымянная - место совершения правонарушения).
В ходе проверки проведен осмотр территории ООО "Нефтемашстрой" по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, с. Безымянное (район ст.Безымянная) и выявлены места несанкционированного складирования (накопления) отходов (трубы б/у, загрязненные нефтепродуктами (лом и отходы черных металлов), строительный мусор, покрышки автомобильные отработанные) в местах, не предусмотренных проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, места складирования не оборудованы твердым покрытием.
По результатам проверки государственным инспектором РФ по охране природы в Саратовской области Липиным В.П. составлена справка о зафиксированных нарушениях.
14.05.2012 по результатам проверки заместителем межрайонного природоохранного прокурора Кузичевым П.С. 14.05.2012 в присутствии заместителя генерального директора Общества Пашкева В.В. (доверенность от 18.04.2012 N б/н), вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества по ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении от 14.05.2012 передано в Комитет для рассмотрения по существу.
В ходе рассмотрения дела Комитетом установлено, что общество по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, с. Безымянное (район ст. Безымянная) осуществляет несанкционированное складирование (накопление) отходов (трубы б/у, загрязненные нефтепродуктами (лом и отходы черных металлов), строительный мусор, покрышки автомобильные отработанные) в местах, не предусмотренных проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также места складирования не оборудованы твердым покрытием.
04.06.2012 Комитетом вынесено постановление N 52 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, обществу назначен административный штраф в размере 100 000 рублей.
ООО "Нефтемашстрой" не согласилось с постановлением и обратилось в суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ,
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 39 Закон об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) обращение с отходами это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно статье 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" установлены санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, включая требования к объектам их временного хранения на производственных территориях на открытых площадках.
На основании пункта 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (пункт 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03).
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела усматривается, что основным видом деятельности общества является хранение, переработка и реализация нефти и нефтепродуктов.
Свою деятельность ООО "Нефтемашстрой" осуществляет в с.Безымянное Энгельсского района Саратовской области (производственная база).
Для перегонки нефти на предприятии имеется малогабаритная нефтеперерабатывающая установка. Указанная установка является двухколонной (первая - простая, вторая - сложная). Для хранения нефти и продуктов ее переработки (бензин, дизельное топливо, товарный мазут) на предприятии предусмотрены наземные горизонтальные стальные емкости объемом 50,0 куб. м. Подача нефти и нефтепродуктов в сливные емкости, на установку переработки нефти, в резервуарный парк, на автомобильную и железнодорожную эстакаду на налив в цистерны осуществляется специальными насосами.
В материалах дела имеется схема расположения технологического оборудования на территории предприятия.
В момент проверки на территории ООО "Нефтемашстрой" имелись трубы б/у, загрязненные нефтепродуктами (отходы черных металлов с примесями), складированные навалом на почве.
Таким образом, в результате эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования ООО "Нефтемашстрой" образуются отходы черных металлов с примесями, относящиеся согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, к отходам 0 класса опасности (по лимитам на размещение отходов - 4 класс опасности).
Указанное обстоятельство подтверждено проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованным и утвержденным в установленном порядке Комитетом 09.04.2008 сроком действия до 09.04.2013, а также лимитами на размещение отходов N 37/55, утвержденными Комитетом 03.02.2010 сроком действия до 09.04.2013.
На территории предприятия, на момент проверки, имелся немногочисленный строительный мусор (бой строительного кирпича, покрышки автомобильные отработанные), относящийся по ФККО к отходу 5 класса опасности. Отходы скапливаются (временно складируются) на почве, места складирования отходов не оборудованы специально обустроенной площадкой с твердым водонепроницаемым и химически устойчивым покрытием в виде асфальта, керамзитобетона и др.
Специально оборудованные места складирования отходов 4-5 классов опасности в виде специально спланированных отвалов хранилищ за пределами предприятия, не предусмотрены.
Места несанкционированного временного складирования (накопления) отходов не предусмотрены проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 09.04.2008.
Суд первой инстанции из представленных административным органом светокопий фотографий не мог установить дату и время, когда были сделаны фотографии, факт производства фотосъемки при проверке должным образом в материалах не отражен, в связи с чем суд первой инстанции в порядке статей 64 и 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные административным органом светокопии фотографий правомерно отнес к недопустимым доказательствам и не принял их во внимание при рассмотрении дела.
Вместе с тем, факт складирования отходов подтвержден совокупностью иных доказательств по делу об административном правонарушении и подтвержден справкой государственного инспектора РФ по охране природы в Саратовской области Липиным В.П. по ООО "Нефтемашстрой", в которой были зафиксированы вышеуказанные нарушения, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.05.2012. Факт складирования отходов (трубы б/у, загрязненные нефтепродуктами (лом и отходы черных металлов), строительный мусор, покрышки автомобильные отработанные) обществом не опровергнут.
Суд первой инстанции принял во внимание, что данные факты установлены решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 25.07.2012, вступившим в законную силу.
Доказательства соблюдения обществом вышеперечисленных требований природоохранного законодательства в материалах дела отсутствуют, на наличие таких доказательств общество не ссылается.
Довод общества, что трубы отходами не являются, т.к. предполагается их использование обществом для строительства эстакады, суд первой инстанции обоснованно отклонил, т.к. деятельность по обращению с отходами в соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления включает в себя также и деятельность по использованию отходов, под которой понимается применение отходов при производстве товаров (продукции), выполнении работ, оказании услуг или при получении энергии.
Понятие отходов содержится в межгосударственном стандарте "Ресурсосбережение. Обращение с отходами" ГОСТ 30772-2001.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ 30772-2001 вторичные материальные ресурсы (BMP) это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что имеющиеся у общества трубы являются отходом производства.
Тот факт, что данный отход производства может быть вторично использован, не изменяет его свойства как отхода и не исключает обязанность общества по соблюдению норм природоохранного законодательства, устанавливающих требования по обращению с отходами производства и потребления.
Доказательств того, что автомобильная покрышка использовалась для сохранности (амортизации) стальных резервуаров при их выгрузке, ООО "Нефтемашстрой" не представлено, в связи с чем данный довод общества судом первой инстанции обоснованно не принят.
Также судом первой инстанции не был принят довод общества, что бой строительного кирпича относится по ФККО к отходам 5 класса и является практически не опасным, т.к. данное обстоятельство не исключает обязанности общества по соблюдению требований природоохранного законодательства.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Объективную сторону правонарушения составили действия по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.
Общество не представило доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является установленной.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, суд первой инстанции не установил.
Также не установлены смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом первой инстанции не установлено.
Размер административного штрафа назначен в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в минимальном размере.
Требования, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении административным органом соблюдены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, исчисляемый со дня обнаружения правонарушения на момент вынесения решения судом не истек.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 15 октября 2012 года по делу N А57-13491/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13491/2012
Истец: ООО "Нефтемашстрой"
Ответчик: Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области
Третье лицо: Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура