г. Красноярск |
|
30 ноября 2012 г. |
Дело N А74-1693/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" ноября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "23" июля 2012 года по делу N А74-1693/2012, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
Администрация муниципального образования Ширинский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском об изменении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, квартал 2, участок 23 на кадастровую стоимость в размере 6412 рублей 45 копеек с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9,79 руб./кв.м на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 216.08.2009 N 370, и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 6412 рублей 45 копеек (с учетом уточнения исковых требований от 29.05.2012).
Определением арбитражного суда от 30.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Саргсян Вагинак Сосоевич.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23.07.2012 по делу N А74-1693/2012 в удовлетворении заявления отказано.
Администрация муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения постановления Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 370, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Хакасия. Заявитель жалобы со ссылкой на письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2010 N 15/87-Сб указывает, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка должен применяться средний удельный показатель кадастровой стоимости в размере 9 рублей 79 копеек/кв.м.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в представленных отзывах не согласились с доводами апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение о принятии апелляционной жалобы от 27.09.2012 им направлено, публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Постановлением главы муниципального образования Ширинский район от 20.02.2009 N 298 (в редакции постановления от 24.03.2009 N 545) Саргсяну В.С. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:217 сроком на три года для дачного строительства из земель муниципального образования Ширинский район, земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле квартал 2, участок 23, площадью 655 кв. м.
Муниципальным образованием Ширинский район и Саргсяном В.С. 29.04.2009 заключен договор аренды земельного участка N 151. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.04.2009, приложенному к договору аренды, кадастровая стоимость земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства, площадью 655 кв. м, составляет 517 рублей 45 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 79 копеек.
Свидетельством о государственной регистрации права от 26.11.2010 серии 19 АА N 318298 подтверждается право собственности Саргсяна В.С. на нежилой дом, общей площадью 36 кв. м, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, Западный берег Малого плеса озеро Беле, квартал 2, д.237.
Постановлением главы муниципального образования Ширинский район от 13.04.2011 N 656 принято решение о предоставлении земельного участка 19:11:100807:217 Саргсяну В.С. в собственность для ведения дачного хозяйства.
Поскольку в запрошенном администрацией для целей оформления выкупа земельного участка кадастровом паспорте отсутствовала информация о кадастровой стоимости земельного участка и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, администрация 01.12.2011 обратилась в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с просьбой разъяснить причины отсутствия указанной информации.
В ответе от 28.12.2011 N 3954 на указанное письмо ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" сообщило, что осуществлен учет изменений земельного участка в части категории земель, в результате осуществленного учета в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о категории земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций подготовлен акт определения кадастровой стоимости, в утверждении которого Управлением Росреестра по Республике Хакасия отказано в виду отсутствия удельного показателя кадастровой стоимости для разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" на землях сельскохозяйственного назначения.
Администрация обратилась в арбитражный суд с иском об изменении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 6412 рублей 45 копеек.
В ходе рассмотрения дела ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" установило кадастровую стоимость спорного земельного участка актом от 25.04.2012 в размере 393 рубля с использованием удельного показателя кадастровой стоимости 0,60 руб/кв.м и внесло данную кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается представленными в дело копиями акта и кадастровой выписки на 23.05.2012.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 11.07.2011 земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:217 относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и имеет разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства.
В ходе рассмотрения дела ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 23.05.2012 N 1900/12-9155 с указанием кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:217 - 393 рубля, определенной по удельному показателю кадастровой стоимости 60 копеек/кв.м.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктами 11 и 13 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), которые применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе, в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; изменения вида разрешенного использования земельного участка (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний (в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.12.2007 N 445) в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.
При этом пункт 2.3.1 Методических указаний, в соответствии с которым в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка, в рассматриваемом споре не подлежит применению, поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка (для ведения дачного хозяйства) не изменялся.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Статья 8 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления гражданину земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства индивидуально.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом споре постановления Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 370, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Хакасия, поскольку спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный в аренду Саргсяну В.С. для ведения дачного хозяйства, не входит в состав садоводческого, огороднического или дачного объединения.
Кроме того, удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений указанным постановлением не утвержден.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2010 N 15/87-Сб о том, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка должен применяться средний удельный показатель кадастровой стоимости в размере 9 рублей 79 копеек/кв.м является необоснованным.
В письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2010 N 15/87-Сб указано, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного садового, огородного или дачного земельного участка, не входящего в состав соответствующих объединений, его кадастровую стоимость возможно определить путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Данное письмо указывает на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, не входящего в состав садоводческого, огороднического или дачного объединения, исходя из соответствующего вида разрешенного использования путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Из указанного письма не следует вывод о возможности применения для спорного земельного участка с разрешенным использованием "для ведения дачного хозяйства" среднего удельного показателя по Ширинскому району 9,79 рублей/кв.м, установленного постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 370, поскольку в данном постановлении не установлен удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений.
С учетом изложенного, довод заявителя о необходимости применения среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Ширинскому району в размере 9 рублей 79 копеек/кв. м, установленного постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 370 для садоводческих, огороднических объединений, является несостоятельным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "23" июля 2012 года по делу N А74-1693/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1693/2012
Истец: Администрация МО Ширинский р-н, Администрация муниципального образования Ширинский район
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Саргсян Вагинак Сосоевич, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра икартографии