г. Саратов |
|
14 ноября 2012 г. |
Дело N А57-24371/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" ноября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Дубровиной О.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Изаковой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Дьяковой И.О., действующей по доверенности от 13.02.2012 N 64/2012-07, представителя общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНИКА" Мунтян И.П., действующей по доверенности от 19.09.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.09.2012 года по делу N А57-24371/11, судья Л.П. Комлева,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНИКА" (г. Саратов, ИНН 6454081330, ОГРН 1066454047934)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (г. Саратов),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),
третьи лица:
Голод Дмитрий Александрович ( г. Саратов),
ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, г. Москва Приволжский филиал (г. Саратов),
администрация муниципального образования города Новоузенска Новоузенского муниципального района Саратовской области (г. Новоузенск Саратовской области),
Правительство Саратовской области, г. Саратов,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной в Государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНИКА" (далее - ООО "ТЕХНИКА", истец) с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра", с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6, общей площадью 52838 кв.м., с разрешенным использованием -для введения производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, 28, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 г. в размере 1 089 800 рублей, и обязании внести кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 1 089 800 рублей, равной его рыночной в Государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.09.2012 года по делу N А57-24371/11 исковые требования ООО "ТЕХНИКА" удовлетворены в части. Суд признал кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 52838 кв.м. кадастровый номер 64:22:141207:6, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, 28, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 089 800 рублей. Обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 64:22:141207:6, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, 28, равной его рыночной стоимости в размере 1 089 800 рублей в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка. В удовлетворении исковых требований ООО "ТЕХНИКА" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено судебной коллегий в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНИКА" возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6, общей площадью 52838 кв.м., с разрешенным использованием - для введения производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, 28, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 64-АВ 257557 от 04.03.2009.
Согласно кадастровой выписке из государственного кадастра недвижимости от 21.07.2011 N 6422/201/11-1127, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6 определена в размере 44 864 745 рублей 80 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6 в размере 44 864 745 рублей 80 копеек по состоянию на 01.01.2007 утверждена Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", вступившим в силу 17.07.2009.
Согласно оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, проведенной по инициативе истца, рыночная стоимость земельного участка, по состоянию на 01.01.2007 г. составила 1 089 800 рублей, что подтверждено отчётом от 15.06.2012 N 2012/06/08Н, подготовленным ЗАО "Независимая экспертная компания "Мосэкспертиза-Саратов".
Указанное обстоятельство, со ссылками на статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, послужило основанием для предъявления истцом требования о внесении рыночной стоимости земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
Заслушав доводы и объяснения участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные ими письменные доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных истцом требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истец, будучи собственником вышеуказанного земельного участка, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом, в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 64:10:060315:2, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Истцом, с учётом уточнения заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учёта. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учёта и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Саратовской области, наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцом в материалы дела представлен отчет от 15.06.2012 N 2012/06/08Н об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6, общей площадью 52 838 кв.м., с разрешенным использованием - для введения производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, 28.
Из представленного отчета следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011, при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры. В рамках разрешения судебных споров в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных по договорам на проведение оценки, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010N 167-ФЗ, учитывается рыночная стоимость, определенная в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком (оценщиками) в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков.
Абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 года N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчёт независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчёте, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчёт независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Суд первой инстанции неоднократно сторонам разъяснял право на заявление ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью установления достоверности указанной в нем рыночной стоимости земельного участка. Управление Росреестра по Саратовской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" заявили, что они не оспаривают ни сам отчет, ни рыночную стоимость земельного участка, установленную в этом отчете, согласившись с данными о рыночной стоимости земельного участка истца, содержащимися в отчете.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В нарушение указанной статьи ответчики не представили доказательств того, что отчет от N 2012/06/08Н от 15.06.2012 г., содержит какие-либо правовые пороки либо недостоверную информацию, препятствующую использованию данного заключения при определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
На основании представленных доказательств, судом установлено, что рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка составила 1 089 800 рублей.
Оценивая данный отчет на предмет его соответствия нормам Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ, требованиям обязательных стандартов и правил оценки, с учетом данных представителем эксперта-оценщика пояснений, суд приходит к выводу, что он отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ NN 254, 255, 256 от 20.07.2007.
Действующее законодательство предусматривает презумпцию достоверности отчёта независимого оценщика. Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие в порядке, предусмотренном действующим законодательством, достоверность отчета независимого оценщика.
В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие в порядке, предусмотренном действующим законодательством, достоверность отчета независимого оценщика.
При таких обстоятельствах, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6, общей площадью 52838 кв.м., с разрешенным использованием - для введения производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, 28 равной его рыночной стоимости в размере 1 089 800 рублей по состоянию на 01.01.2007 год, является правомерным.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца об обязании органа кадастрового учёта внести кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 1 089 800 рублей, равной его рыночной в Государственный кадастр недвижимости, так как внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Учитывая, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" ФГБУ "ФКП Росреестра" переданы полномочия органа кадастрового учета, в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Саратовской области отказано правомерно.
Из правоустанавливающих документов ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что оно осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в размере 1 089 800 рублей по состоянию на 01.01.2007 год, в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6, общей площадью 52838 кв.м., с разрешенным использованием - для введения производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, 28.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и направлены на переоценку решения суда первой инстанции. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нём выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.09.2012 года по делу N А57-24371/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-24371/2011
Истец: ООО "Техника"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Администрация МО г. Новоузенск, Администрация МО г. Новоузенск Новоузенского муниципального района Саратовской области, Администрация МО Г. Новоузенска, Администрация МО г. Новоузенска Новоузенского муниципального района Саратовской области, Голод Дмитрий Александрович, Правительство Саратовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГУП "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ, ФГУП "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ Приволжский филиал