г. Москва |
|
27 ноября 2012 г. |
Дело N А41-18786/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Гамма Девелопмент" - Лесникова А.В. (представителя по доверенности от 01.02.2012), Третьякова С.Г. (представителя по доверенности от 01.02.2012), Пирогова И.П. (представителя по доверенности от 25.05.2012 N 4),
от Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору - Моисеева А.Ю. (представителя по доверенности от 21.12.2011 N 259), Мищука В.Н. (представителя по доверенности от 06.09.2012 N 39),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гамма Девелопмент" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.09.2012 по делу N А41-18786/12, принятое судьей Бобриневым А.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гамма Девелопмент" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 04.04.2012 N 4.4-0135пл-ПС/0042-2012 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 200 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2012 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобой общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители управления в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
По результатам проверки общества на предмет соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности, осуществленной на основании распоряжения управления от 17.01.2012 N 135-пр в период с 06.02.2012 по 17.02.2012, установлен ряд фактов несоблюдения обществом правил и норм промышленной безопасности при эксплуатации и содержании общего имущества многоквартирных жилых домов, управляемых обществом, включая лифты (акт от 17.02.2012 N 4.4-0135пл-А/0060-2012), относящегося к опасным производственным объектам (свидетельство о регистрации от 13.10.2009 N А02-52789).
По данным фактам управление 17.02.2012 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и 04.04.2012 вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде 200 000 рублей штрафа.
Как следует из постановления управления, обществу вменены следующие нарушения:
1. Не в полном объеме представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление за 2011 год, а именно: в представленных сведениях отсутствуют образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности работника, ответственного за проведение производственного контроля; описание основных потенциальных источников опасности и возможных последствий аварий опасных производственных объектов; состояние оборудования, применяемого на опасном производственном объекте и подлежащего обязательной сертификации; освидетельствование и контрольные испытания опасных производственных объектов; план проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год; оценка готовности работников эксплуатирующей организации к действиям во время аварии, чем нарушены требования пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности, Закон), а также пунктов 14, 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила организации и контроля).
2. Разработка плана мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий на опасном производственном объекте организована формально, а именно: в разработанном плане не отражены действия работников общества в случаях аварий и инцидентов на опасном производственном объекте и не указан порядок ликвидации последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; в разработанном плане указаны обязанности, не относящиеся к ответственному за эксплуатацию (специалисту), чем нарушены требования статьи 10 Закон о промышленной безопасности и пункта 11 Правил организации и контроля.
3. Лифтерам Татаринцеву A.M. и Воронцову С.Д. не выданы инструкции по технике безопасности при выполнении соответствующих работ, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности и пункта 12.9. ПУБЭЛ (Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ10-558-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.03 N 31 (далее - ПУБЭЛ).
4. Лифтеры Татаринцев A.M. и Воронцов С.Д. не прошли подготовку и проверку знаний по электробезопасности в объеме не ниже соответствующей лифтерам квалификационной группы, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункта 12.5.3 ПУБЭЛ, пунктов 1.4.30, 1.4.34 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства Энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила технической эксплуатации).
5. Крыши кабин лифтов (рег. N 115796, 115798) не обеспечены двухсторонней переговорной связью с местом нахождения обслуживающего персонала, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности и пункта 6.3.16 ПУБЭЛ.
Отказывая в удовлетворении требования общества об отмене постановления управления, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения и о соблюдении управлением порядка привлечения его к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии со статьей 1 Закона промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В статье 3 Закона под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Согласно статье 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к Закону.
В пункте 3 Приложения N 1 к Закону предусмотрено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Приказом Федерального горного и промышленного надзора России от 27.08.2001 N 115 "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации" лифт отнесен к техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте.
В соответствии с требованиями статьи 10 Закона о промышленной безопасности ОПО в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона о промышленной безопасности сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.
Согласно пункту 14 Правил организации и контроля эксплуатирующие организации представляют информацию об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы. Информация по планам на текущий год и по итогам прошедшего года представляется в сроки, устанавливаемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 15 Правил организации и контроля в информации об организации производственного контроля должны содержаться следующие сведения: план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год; организация системы управления промышленной безопасностью; фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности; количество опасных производственных объектов с описанием основных потенциальных источников опасности и возможных последствий аварий; выполнение плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти; план мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий; копии договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; состояние оборудования, применяемого на опасном производственном объекте и подлежащего обязательной сертификации; освидетельствование и контрольные испытания опасных производственных объектов; план проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год; оценка готовности работников эксплуатирующей организации к действиям во время аварии; описание аварий и несчастных случаев, происшедших на опасном производственном объекте, анализ причин их возникновения и принятые меры; подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 11 Правил организации и контроля работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан: обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности; разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации; проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах; ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест; организовывать разработку планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий; организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов; участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев; проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету; организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования; доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами; вносить руководителю организации предложения: о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности; об устранении нарушений требований промышленной безопасности; о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде; об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности; о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности; проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 12.9 ПУБЭЛ эксплуатирующая организация и (или) специализированная организация выдают специалистам, электромеханикам, лифтерам, диспетчерам документы, относящиеся к их основной деятельности: специалисту выдаются настоящие Правила и должностная инструкция; электромеханику, лифтеру, диспетчеру выдаются производственная инструкция и инструкция по технике безопасности при выполнении соответствующих работ.
В соответствии с пунктом 12.5.3 ПУБЭЛ обслуживающий персонал проходит подготовку и проверку знаний по электробезопасности в объеме не ниже следующих квалификационных групп: электромеханики, допущенные к самостоятельной работе, - III группа; лифтеры и диспетчера - II группа. Проверка знаний проводится в срок не более одного месяца при приеме на работу и периодически в сроки не реже одного раза в 12 месяцев. Результаты проверки отражаются в журнале (протоколе). Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения установленного образца.
Согласно пунктов 1.4.30, 1.4.34 Правил технической эксплуатации для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации руководитель потребителя должен назначить приказом по организации комиссию в составе не менее пяти человек. В структурных подразделениях руководителем потребителя могут создаваться комиссии по проверке знаний работников структурных подразделений. Члены комиссий структурных подразделений должны пройти проверку знаний норм и правил в центральной комиссии потребителя.
В соответствии с пунктом 6.3.16 ПУБЭЛ кабина и крыша кабины должны быть обеспечены двусторонней переговорной связью с местом нахождения обслуживающего персонала.
Факт несоответствия указанного имущества правилам и нормам промышленной безопасности подтверждается материалами дела.
Довод общества со ссылкой на Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в обоснование незаконности привлечения его к административной ответственности о том, что требования к безопасности лифтов применяемых на опасном производственном объекте установлены в соответствии с Техническим регламентом "О безопасности лифтов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 782, а иные требования (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществления контроля за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей законодательству о техническом регулировании, отклоняется. Противоречий приведенных норм законодательству о техническом регулировании применительно к конкретным обстоятельствам дела не усматривается.
Довод общества о том, что в соответствии с пунктом 15 Правил организации и контроля общество в полном объеме представило информацию об организации производственного контроля в обществе, противоречит материалам дела. Вывод управления о том, что обществом не в полном объеме представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление за 2011 год подтверждается материалами дела: ссылка общества на план мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий, имеющийся в материалах дела, с учетом содержания этого плана (т.2 л.д.44) отклоняется. Вывод управления о нарушении обществом пунктов 14 и 15 Правил организации и контроля в виду отсутствия требуемой информации является правомерным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.09.2012 по делу N А41-18786/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18786/2012
Истец: ООО "ГАММА ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: Центральное управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору