г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2012 г. |
Дело N А21-5307/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Васильева Ю.В. - по доверенности от 05.07.2012 N 26
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19870/2012) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.08.2012 по делу N А21-5307/2012 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "ИТАР", место нахождения: 236001, г. Калининград, ул. Ялтинская, д. 128, ОГРН 1023900988099
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИТАР", 236001, г. Калининград, ул. Ялтинская, д. 128, ОГРН 1023900988099, (далее - ООО "ИТАР", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление, МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО, административный орган) по делу об административном правонарушении N 10-22/107ю от 30.05.2012 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением штрафа в размере 30000 рублей.
Решением суда от 08.08.2012 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств, неправильное толкование норм материального права, просит отменить решение от 08.08.2012 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, вывод суда о самостоятельном выявлении технической ошибки в отчете противоречит материалам дела, поскольку уточненная декларация была представлена Обществом 10.05.2012 после получения от Управления 05.05.2012 требования о предоставлении пояснений.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Общество, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что ООО "ИТАР" осуществляет деятельность по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков на основании лицензии Б 095523 от 07.07.2006.
По результатам проведенного анализа представленных Обществом деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - декларации) за 1 квартал 2012 года ООО "ИТАР" установлен факт расхождения данных указанных в приложение N 3 к "Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858 (далее - Положение), и сведений, зафиксированных в единой государственной автоматизированной системе за тот же период, что является нарушением требований статей 14 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пунктов 7,8,9 Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 N 24 н (далее - Порядок N24н).
МРУ Росалкогольрегулирование по СЗФО в адрес ООО "ИТАР" направлено письмо от 05.05.2012 N У2-2698/10-13 с просьбой представить пояснения по указанным расхождениям в декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2012 года.
После получения письма от 05.05.2012 N У2-2698/10-13 ООО "ИТАР" представлена уточненная декларация об объемах производства, оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2012 года (Приложение N 3 к Положению) на бумажном носителе в Росалкогольрегулирование по Северо-Западному федеральному округу - 10.05.2012 и в электронном виде в информационный ресурс "База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртсодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции" - 10.05.2012.
ООО "ИТАР" представлены пояснения, из которых следует, что при составлении статистической отчетности произошел сбой программы "1С", в результате которого при внесении данных но розливу 30 марта 2012 водки "Красный Октябрь" емкостью 0,7 л в количестве 2103 бутылок, литраж приходуемой продукции ошибочно зафиксировался как 0,5 л; расхождение составило 420,6 литров.
Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП, уполномоченным лицом Управления 23.05.2012 в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 10-22/107ю, а постановлением от 30.05.2012 Общество привлечено к административной ответственности с назначением штрафа в размере 30 000 рублей.
Обществу вменено включение в декларацию за 1 квартал 2012 года (приложение N 3 к Положению) искаженных данных при наличии возможности соблюдения установленных пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ требований.
Общество, не согласившись с постановлением Управления, оспорило его законность в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования Общества, суд исходил из того, что административным органом доказано событие административного правонарушения, однако пришел к выводу о недоказанности вины Общества во вмененном правонарушении.
Судебная коллегия, выслушав представителя Управления, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858, (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.01.2010 N 26), действовавшим в спорный период, было утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение). Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 N 24н был утвержден Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, разделы 7,8,9 которого определяли порядок заполнения деклараций N N 5 (об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), 6 (об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), 7 (об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещено искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе, за включение в декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или в декларацию об использовании этилового спирта заведомо искаженных данных.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем, что в первоначально подданном отчете за 1 квартал 2012 в приложении N 3 в графе 6 ошибочно указан объем произведенной продукции - водка "Красный октябрь" 69,008 тыс.дал., в то время как следовало указать 69,050 тыс.дал.
Установив событие административного правонарушения, суд первой инстанции признал оспариваемое постановление незаконным, посчитав недоказанной вину Общества в совершении вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 26.1 Кодекса предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В постановлении по делу об административном правонарушении Управление указало, что вина Общества заключается в том, что Общество, располагая сопроводительными документами на поставленную продукцию, не приняло всех зависящих мер по соблюдению правил и норм, установленных Законом N 171-ФЗ.
Вместе с тем, из служебной записки ИП Мацула В.Ф. от 05.05.2012 следует, что 30.03.2012 в результате аварийного завершения работы компьютера, на котором установлены базы данных программы "1С:Бухгалтерия 7.7", используемой в ООО "ИТАР", были повреждены индексные файлы базы данных, причина аварийного завершения работы не установлена. В результате произошедшего сбоя в базе данных ООО "ИТАР" появились некорректные ссылки в некоторых документах ("Перемещение материалов", "Отгрузка товаров и продукции", "Авансовый отчет"), не заметные при обычной работе пользователей.
Согласно тексту указанного документа ошибки были обнаружены и устранены при выполнении профилактических работ и тестирования базы данных 04.05.2012. Для предотвращения в будущем подобных ситуаций рекомендовано выполнить дополнительную диагностику сервера и сетевого оборудования.
Как следует из материалов дела, до привлечения к административной ответственности, Управлению было известно о причинах недостоверности сведений в Декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2012 года, Обществом к объяснению были представлены все подтверждающие данное обстоятельство документы, однако в оспариваемом постановлении оценка этому обстоятельству дана не была, как и не содержится вывода административного органа, в чем заключается вина Общества с учетом этого обстоятельства.
Судебная коллегия согласна с доводом апелляционной жалобы о несоответствии вывода суда представленным доказательствам о самостоятельном выявлении Обществом технической ошибки, однако полагает, что данный вывод не повлиял на правильность принятого решения.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив доказательства по делу, суд первой инстанции обоснованно установил, что Управление не доказало наличия в действиях Общества вины в совершении административного правонарушения, правомерно удовлетворив заявление.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 августа 2012 года по делу N А21-5307/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5307/2012
Истец: ООО Итар
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, Межрегиональное управление ФС по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу