г. Владивосток |
|
16 ноября 2012 г. |
Дело N А51-18075/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-8292/2012
на решение от 04.09.2012 года
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-18075/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Приморское автодорожное ремонтное предприятие" (ИНН 2538099431, ОГРН 1062538079856)
об оспаривании постановления Надеждинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108790, ОГРН 1042504382931) от 31.07.2012 N 79-07/12-Юр/Вн/Пр/10 о назначении административного наказания
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Приморское автодорожное предприятие" (далее по тексту - заявитель, ОАО "Примавтодор", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учётом уточнения) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Приморскому краю (далее по тексту - административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления Надеждинского отдела Управления Росреестра по Приморскому краю от 31.07.2012 N 79-07/12-Юр/Вн/Пр/10 о назначении административного наказания.
Решением суда от 04.09.2012 заявление общества удовлетворено, постановление административного органа от 31.07.2012 N 79-07/12-Юр/Вн/Пр/10 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 04.09.2012, Управление Росреестра по Приморскому краю просит его отменить как незаконное, считает, что материалами дела подтверждается использование обществом спорного земельного участка без правоустанавливающих документов. Ответчик указывает на то, что статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) не устанавливает специальный субъект правонарушения. Считает, что независимо от того, кто именно должен был оформить право на землю под строительство, ОАО "Примавтодор" как подрядчик не имело право приступать к практическому выполнению государственного контракта на строительство автомобильной дороги без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. В связи с этим Управление Росреестра по Приморскому краю считает, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.1 КоАП РФ, и поэтому просит суд отказать обществу в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, административного органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Управление Росреестра по Приморскому краю письменно заявило о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу общества в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
ОАО "Примавтодор" в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами Управления Росреестра по Приморскому краю не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
22.10.2009 по результатам проведения открытого аукциона между Департаментом дорожного хозяйства Приморского края и ОАО "Примавтодор" заключён государственный контракт N 515/09-445/09 на строительство автомобильной дороги п. Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де - Фриз - Седанка на участке п. Новый - полуостров Де - Фриз, Приморский край.
В ходе проведения 19.07.2012 выездной прокурорской проверки установлено, что в рамках исполнения вышеуказанного государственного контракта ОАО "Примавтодор" на земельном участке с кадастровым номером 25:10:011400:158 площадью 23 кв.м. располагается относительно ориентира от 0 до 4,73 км. на юго-запад ПС "Соловей Ключ" производится строительство автомобильной дороги п. Новый - п.-ов Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл.
Результаты проверки зафиксированы в акте осмотра земельных участков от 19.07.2012.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности или пользования на земельный участок с кадастровым номером 25:10:011400:158 не зарегистрировано.
Полагая, что ОАО "Примавтодор" самовольно заняло и использует земельный участок с кадастровым номером 25:10:011400:158 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, 20.07.2012 заместитель прокурор Надеждинского района вынес в отношении ОАО "Примавтодор" постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ. В порядке статьи 23.21 КоАП РФ дело направлено в Надеждинский отдел Росреестра по Приморскому краю для рассмотрения по существу.
Согласно статье 28.4 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении.
Постановлением от 31.07.2012 по делу N 79-07/12-Юр/Вн/Пр/10 ОАО "Примавтодор" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Приморскому краю, отзыва общества на неё, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу административного органа - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, заключается в самовольном занятии земельного участка или использовании земельного участка без оформленных, в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости, без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по текст - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статей 25 и 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.
Материалы дела, возбужденного прокурором в отношении ОАО "Примавтодор" по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, свидетельствуют о том, что обществу вменяется самовольное занятие и использование земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:158, находящегося в муниципальной собственности, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N93-ФЗ) установлено, что в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения необходимых для проведения саммита объектов, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам либо юридическим лицам, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, изъятие таких земельных участков для размещения необходимых для проведения саммитов объектов осуществляется путем прекращения этих прав с возмещением в порядке, установленном земельным законодательством, правообладателем таких земельных участков убытков, связанных с прекращением этих прав.
В соответствии с частью 5 статьи 6 Закона N 93-ФЗ для размещения необходимых для проведения саммита объектов, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджета Приморского края, за исключением необходимых для проведения саммита объектов федерального значения, изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в собственность Приморского края.
В случае, если строительство необходимых для проведения саммита объектов предполагается на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен гражданам или юридическим лицам, такой земельный участок может быть предоставлен уполномоченным органом в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, с особенностями, предусмотренными Законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ, по обращению заинтересованного лица, либо передан в соответствующую публичную собственность, в зависимости от того, какого значения объект должен быть возведен на испрашиваемом участке.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что в рассматриваемом случае, учитывая вышеназванные положения Закона N 93-ФЗ, в целях строительства автодороги автомобильной дороги пос. Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл изъятие/предоставление земельного участка должно было быть осуществлено по разрешению уполномоченного органа государственной власти в собственность Приморского края, а в случае, если объект является объектом федерального значения - в собственность Российской Федерации, муниципального значения - Владивостокского городского округа.
Из материалов коллегией установлено, что согласно распоряжению департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края N 2255 от 15.08.2011 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных в Надеждинском районе для государственных нужд Приморского края в целях строительства автомобильной дороги пос. Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке пос. Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл, Приморский край" земельный участок с кадастровым номером 25:10:011400:158 площадью 22,7 кв.м подлежит изъятию для государственных нужд Приморского края путем прекращения права аренды (пункт 1.4 распоряжения).
В пункте 4 названного распоряжения департаменту дорожного хозяйства Приморского края рекомендовано совершить в установленном порядке все юридически значимые действия, связанные с изъятием земельных участков.
В соответствии с пунктами 9.9, 9.14 Положения о департаменте дорожного хозяйства Приморского края, утверждённом постановлением администрации Приморского края от 13.08.2007 N 221-па, основными задачами департамента является: проведение работы по изъятию, в том числе путем выкупа, заключению договоров аренды, закреплению и резервированию земельных участков, необходимых для размещения, строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также по оформлению прав на них; в установленном порядке осуществление функции по размещению заказов для государственных нужд Приморского края и заключению государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд дорожного хозяйства Приморского края, в том числе на приобретение техники, машин, механизмов и новых технологий.
22.10.2009 по результатам проведения открытого аукциона департаментом дорожного хозяйства Приморского края (Заказчик) заключён с ОАО "Примавтодор" (Подрядчик) государственный контракт N 515/09-445/09 на строительство автомобильной дороги п. Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де - Фриз - Седанка на участке п. Новый - полуостров Де - Фриз, Приморский край.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По условиям пункта 4.1 контракта в обязанности Заказчика входит оформление правоустанавливающих документов на земельные участки для строительства объекта и получение разрешения на строительство.
С учётом вышеизложенного, коллегия считает, что лицом ответственным за оформление правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 25:10:011400:158 является департамент дорожного хозяйства Приморского края, а не общество.
Кроме того, пункта 4.2 контракта установлено, что Заказчик передает подрядчику необходимую проектно-сметную документацию, утверждённую к производству работ в соответствии с объёмом работ, определённым контрактом. При этом передача обществу правоустанавливающих документов на земельный участок, положениями указанного контракта не предусмотрена.
Материалами дела установлено, что во исполнение контракта Заказчиком передано ОАО "Примавтодор" разрешение на строительство N RU25508000-06, выданное департаментом градостроительства Приморского края, сроком действия до 30.09.2012 и проектная документация (письмо департамента дорожного хозяйства Приморского края от 20.10.2009).
При этом в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Также в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.02.2005 N 11301/04, под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или уполномоченного им лица, однако сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Между тем в данном случае использование спорного земельного участка обществом как подрядчиком осуществлялось с разрешения департамента дорожного хозяйства Приморского края как уполномоченного органа согласно распоряжению департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 15.08.2011 N 2255 и в соответствии с условиями государственного контракта от 22.10.2009 N 515/09-445/09. Оформление правоустанавливающих документов на спорный земельный участок в обязанности общества как подрядчика по государственному контракту не входило. При этом передача обществу Заказчиком (департаментом дорожного хозяйства Приморского края) правоустанавливающих документов на земельный участок, положениями государственного контракта также не предусмотрена.
При изложенных обстоятельствах и учитывая, что объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, вменённого ОАО "Примавтодор", является самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных, в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, коллегия приходит к выводу, что ОАО "Примавтодор" не является субъектом рассматриваемого правонарушения и лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.1 КоАП РФ.
В связи с этим коллегией отклоняются как не состоятельные доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что независимо от того, кто именно должен был оформить право на землю под строительство, ОАО "Примавтодор" как подрядчик не имело право приступать к практическому выполнению государственного контракта на строительство автомобильной дороги без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя и оспариваемое постановление Надеждинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю от 31.07.2012 N 79-07/12-Юр/Вн/Пр/10 о назначении обществу административного наказания по статье 7.1 КоАП РФ признал незаконным и отменил.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.09.2012 по делу N А51-18075/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18075/2012
Истец: ОАО "Приморское автодорожное ремонтное предприятие"
Ответчик: Надеждинский отдел Управления Росреестра по Приморскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю