г. Пермь |
|
21 ноября 2012 г. |
Дело N А50-15426/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Голубцовой Ю.А., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Порт Пермь" (ОГРН 1025900757904, ИНН 5903004012) - Мальцев А.Е., (доверенность от 12.01.2012),
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - Подпалый Ю.В., (доверенность от 10.01.2012 N 06),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 сентября 2012 года
по делу N А50-15426/2012,
принятое судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Порт Пермь"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Открытое акционерное общество "Порт Пермь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность общества земельного участка из земель населенных пунктов площадью 40 178 кв.м, с кадастровым номером 59:01:4510602:45, расположенного по адресу г.Пермь, ул. Фоминская, 56, об обязании территориальное управление устранить допущенные нарушения законных прав и интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность общества указанного земельного участка, подготовке и направлению в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с выкупной ценой 381 349 руб. 49 коп. в 10 - дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, территориальное управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суд отменить, в удовлетворении требований отказать. В жалобе указывает, что судом не учтено отсутствие у Территориального управления полномочий по самостоятельному принятию решения о предоставлении земельного участка площадью более 1 га в собственность без соответствующего поручения Росимущества, ссылается на приказ Росимущества от 31.01.2012 N 16, которым внесены изменения в Положение о территориальном управлении, утвержденное приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278. Как указывает территориальное управление, представленные обществом документы направлены в Росимущество для согласования. Как полагает заявитель, с его стороны отсутствует бездействие, а обращение общества в неуполномоченный орган не может свидетельствовать о вине территориального управления в нерассмотрении заявления в установленный срок.
Представитель общества, принимавший участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- 1-этажное здание арочного склада площадью 262,6 кв.м, лит.Р (свидетельство от 13.05.2008 серии БА 0889539);
- 1-этажное здание арочного склада площадью 263,6 кв.м, лит. П (свидетельство от 13.05.2008 серии БА 0889538);
- 1-этажное здание учреждения площадью 31,9 кв.м, лит. К (свидетельство от 13.05.2008 серии БА 0889536);
- 1-этажное здание гаража площадью 262,7 кв.м, лит. Ж (свидетельство от 13.05.2008 серии БА 0889535);
- 1-этажное здание гаража площадью 366 кв.м, лит. Е (свидетельство от 13.05.2008 г. серии БА 0889534);
- 1-этажное здание механического цеха площадью 1050,2 кв.м, лит. Д (свидетельство от 13.05.2008 г. серии БА 0889533);
- 3-этажное здание управления участка ЗПР площадью 971,6 кв.м, лит. Б (свидетельство от 13.05.2008 г. серии БА 0889532);
- 1-этажное здание бытовых помещений площадью 31,6 кв.м, лит. Н (свидетельство от 13.05.2008 г. серии БА 0889537);
- 1-этажная проходная площадью 11,3 кв.м, лит. Ф (свидетельство от 13.05.2008 серии БА 0738486);
- 1-этажное здание проходной площадью 85,5 кв.м, лит. А,А1 с площадками а,а1,а2,а3 (регистрационное удостоверение N 7-2-39 от 09.04.1997);
- 1-этажное здание водонапорной башни площадью 56,1 кв.м, лит. О,О1 (регистрационное удостоверение N 7-2-39 от 09.04.1997);
- 1-этажное здание склада площадью 82,6 кв.м, лит.Х (регистрационное удостоверение N 7-2-39 от 09.04.1997)
Данные объекты недвижимости находятся на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 40 178 кв.м с кадастровым номером 59:01:4510602:45, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Фоминская, 56, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Общество 31.05.2012 обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:4510602:45 площадью 40 178 кв.м, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости (л.д. 10-13).
Непринятие уполномоченным органом в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка в собственность обществу явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Признавая незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка, и обязывая его в 10-дневный срок с момента вступления в силу судебного акта принять решение о предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 59:01:4510602:45, суд первой инстанции установил, что органом, осуществляющим публичные полномочия, допущено бездействие, не соответствующее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано обществом в уполномоченный орган государственной власти.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Срок рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении земельного участка установлен в п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и составляет один месяц.
Судом первой инстанции установлено, что при обращении общества в территориальное управление с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4510602:45, обществом представлены все документы, необходимые для приобретения в собственность спорного земельного участка.
Территориальное управление в установленный законом срок заявление не рассмотрело, решение по вопросу о предоставлении земельного участка в собственность заявителя не приняло. Доказательств наличия оснований для своего бездействия и доводов, подтверждающих наличие законных препятствий для предоставления земельного участка в собственность заявителя, территориальным управлением не представлено (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод территориального управления о том, что им направлены представленные обществом документы в Росимущество для согласования, апелляционным судом не принимается, поскольку не подтвержден документально.
При этом ссылка заявителя жалобы на то, что продажа земельных участков может осуществляться только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, судом апелляционной инстанции, отклоняется, так как необходимость оформления такого поручения не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения о предоставлении земельного участка, установленного п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство также не содержит положений, обязывающих лицо, заинтересованное в приобретении земельного участка в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обращаться непосредственно в Росимущество, а не в его территориальный орган.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20 сентября 2012 года по делу N А50-15426/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В.Скромова |
Судьи |
Ю.А.Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15426/2012
Истец: ОАО "Порт Пермь"
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по ПК
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11763/12