г.Москва |
|
15 ноября 2012 г. |
Дело N А40-103436/12-149-955 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Якутова Э.В.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2012 по делу N А40-103436/12-149-955 судьи Кузина М.М.
по заявлению ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский" (ОГРН 5067746131240; 127206, г.Москва, проезд Соломенной сторожки, д. 5, корп. 1)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Зеранинова С.Л. по доверенности от 11.06.2011; |
от ответчика: |
Сорока Ю.Н. по доверенности от 16.01.2012, |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2012 ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции г.Москвы (далее - Мосжилинспекция) от 21.06.2012 N 03-135/12-93 о привлечении Общества к административной ответственности по ст.9.1 КоАП г.Москвы.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Мосжилинспекция считает доводы жалобы необоснованными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела, а требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 07.06.2012 специалистом Газовой технической инспекции Мосжилинспекции на основании распоряжения от 24.05.2012 N Р-С-0073-ООЭ проведена проверка состояния газового хозяйства жилых домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский" по адресам: г.Москва, Дмитровское шоссе, д. 74, корп. 3, Дмитровское шоссе, д. 103, Бескудниковский бульвар, д. 16, корп. 4, Бескудниковский бульвар, д. 20, корп. 4, Селигерская ул., д. 14.
В ходе проверки выявлено, что по адресам: г.Москва, Дмитровское шоссе, д. 74, корп. 3, Дмитровское шоссе, д. 103, Селигерская ул., д. 14 отсутствует ежегодный инструктаж жителей первых этажей и арендаторов о мерах предосторожности при обнаружении запаха газа; по адресу: г.Москва, Бескудниковский бульвар, д. 16, корп. 4 отсутствует крепление опуска газопровода в кв. 34; отсутствует ежегодный инструктаж жителей первых этажей и арендаторов о мерах предосторожности при обнаружении запаха газа; не смазан кран _ в кв. 54; газовая плита подключена на несертифицированную гибкую подводку в кв. 34; по адресу: г.Москва, Бескудниковский бульвар, д. 20, корп. 4 отсутствует вентиляция в помещении кухни кв. 6 (заделан вентиляционный канал); отсутствует доступ к крану _ в кв. 48; газовая плита подключена на несертифицированную гибкую подводку в кв. 45.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 07.06.2012 N N С-0097-ГТИ, С-0093-ГТИ, С-0098-ГТИ, С-0099-ГТИ, С-0100-ГТИ, и Обществу выданы соответствующие предписания от 07.06.2012 N N С-0097-ГТИ, С-0093-ГТИ, С-0098-ГТИ, С-0099-ГТИ, С-0100-ГТИ.
08.06.2012 должностным лицом Мосжилинспекции с участием представителя Общества по доверенности был составлен протокол об административном правонарушении N С-135/12-ГТИ, которым ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.1 КоАП г.Москвы, выразившегося в нарушении требований нормативов г.Москвы по эксплуатации жилищного фонда: п.п.3.16, 3.9 ЖНМ-2004/03 "Газопроводы и газовое оборудование жилых зданий", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 02.11.2004 N758-ПП; п.3.1 ЖНМ-2001-04/1 "Состав работ по проверке состояния внутридомового газового оборудования", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.04.2001 N364-ПП.
21.06.2012 Мосжилинспекцией в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества было вынесено постановление N 02-135/12-93, которым ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.1 КоАП г.Москвы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела.
При этом, суд правомерно указал на то, что ст.9.1 КоАП г.Москвы установлена ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы нормативов по эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с п.п.2.1, 2.2, 3.1 ЖНМ-2001-04/1 "Состав работ по проверке состояния внутридомового газового оборудования", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.04.2001 N 364-ПП, состояние всех помещений в жилых зданиях, где расположены газовые приборы и газопроводы, контролируются при проведении ежегодных осмотров инженерного оборудования и коммуникаций жилых зданий перед началом отопительного сезона, при проведении осмотров проводится инструктаж владельцев помещений первых этажей и арендаторов о мерах предосторожности при обнаружении запаха газа и недопустимости закрытия кранов на газовых стояках; проверяется соответствие помещений, где расположены газовые приборы и газопроводы, правилам безопасности в газовом хозяйстве и строительным нормам и правилам; обращается внимание на соответствие установленных приборов и газопроводов проекту; проверяется наличие и исправное состояние вентиляции в газифицированном помещении.
Указанный выше инструктаж является ежегодным, при его ведении соблюдается цикличность. Проводится инструктаж на запах газа из подвала, поскольку в случае аварии на газопроводе низкого и среднего давления, проложенного по улицам, газ может начать проходить по всем подземным коммуникациям, заполняя пустоты, и подвалы близлежащих жилых домов будут загазованы. Не проинструктированные жители не смогут правильно сориентироваться и принять необходимые меры безопасности и оповещения. Указанный инструктаж не имеет отношения к инструктажу жителей по правилам пользования газом в быту, который проводится специализированной организацией при проведении планового технического обслуживания газового оборудования.
Системы вентиляции жилых зданий должны поддерживать чистоту (качество) воздуха в помещениях и равномерность его распределения, воздух из помещений, в которых могут выделяться вредные вещества или неприятные запахи, должны удаляться непосредственно наружу и не попадать в другие помещения здания, в том числе через вентиляционные каналы (п.п.9.5, 9.7 СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные, актуализированная редакция). Отклонение от нормативных значений при расчетных параметрах наружного и внутреннего воздуха допускается не более 10% по объему воздуха, проходящего через воздухоприемное устройство (п.4.3.7 ЖНМ-2004/02 "Системы вентиляции жилых зданий").
Согласно п.5.1 ЖНМ-2004/02 "Системы вентиляции жилых зданий", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 02.11.2004 N 758-ПП, в состав работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции входят плановые и внеплановые осмотры (с одновременным устранением мелких неисправностей и выявлением фактов самовольного переустройства вентиляционных каналов/коробов), подготовка к сезонной эксплуатации с выполнением необходимых мероприятий, текущий ремонт элементов системы вентиляции, капитальный ремонт систем вентиляции.
В соответствии с п.5.2, п.5.3 ЖНМ-2004/02 "Системы вентиляции жилых зданий", плановые осмотры системы естественной вентиляции проводятся ежегодно, техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции должны обеспечивать наличие тяги и удаление нормативного объема воздуха из помещений, отсутствие засоров в каналах, герметичность вытяжных каналов и коробов.
Согласно требованиям п.п.3.9, 3.16 ЖНМ-2004/03 "Газопроводы и газовое оборудование жилых зданий" газопроводы внутри жилого дома прокладываются открыто, закрывать газопроводы не допускается, газопроводы должны иметь крепления к степам при помощи кронштейнов, хомутов, крючьев, крепление опуска газопровода к прибору проводится перед каждым прибором. При этом, установка отключающих устройств на скрытых участках газопровода не допускается.
Исходя из п.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Обеспечение содержания и ремонта внутридомового газового оборудования, а также безопасности населения при пользовании газом в быту является обязанностью собственника жилого здания (уполномоченного собственника, управляющей организации (п.4.3.1 МДК 2-04.2004)
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии со ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, из приведенных положений следует, что в ст.162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации жилого дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы, обеспечить герметичность и плотность дымоходов; работы по устранению нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах, должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда (п.5.5.6); организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов должны обеспечивать периодические проверки вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, не реже двух раз в год (зимой и летом) (п.5.5.12). Проверка и прочистка вентиляционных каналов должны оформляться актами.
Согласно содержанию п.3 ЖПМ-2001-04/1 "Мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации внутридомового газооборудования" организации, управляющие жилыми домами, должны обеспечивать проведение осмотров внутридомового газового оборудования с целью выявления нарушений требований правил безопасности в газовом хозяйстве, обеспечивать их устранение.
Требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, нормативов города Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2004/02, ЖНМ-2001-04/1) направлены на обеспечение безопасного и эффективного функционирования внутренних газопроводов и газового оборудование жилых домов и, как следствие, на получение гражданами коммунальных услуг по газоснабжению, отвечающих правилам безопасности.
Не проведение ежегодного инструктажа среди жителей (всего взрослого населения, начиная с 16 лет) и арендаторов 1-х этажей о мерах предосторожности при обнаружении запаха газа с необходимым ведением журнала, не проведение полноценного ежегодного технического обслуживания вентиляционных каналов в газифицированных жилых домах ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский", с устранением нарушений действующих нормативов, не принятие мер к устранению нарушений в эксплуатации газового оборудования, не обеспечивало безопасное проживание граждан в газифицированных жилых домах и нарушало нормы и правила в содержании и эксплуатации жилых домов, а именно п.3.9, п. 3.16 ЖПМ-2004/03 "Газопроводы и газовое оборудование жилых зданий", п. 3.1 ЖНМ-2001-04/1 "Состав работ по проверке состояния внутридомового газового оборудования".
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.1 КоАП г. Москвы.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком не нарушены.
Все изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях заявителя имеются событие и состав административного правонарушения (в том числе вина в совершении правонарушения), предусмотренного ст.9.1 КоАП г.Москвы, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, с соблюдением предусмотренных КоАП РФ порядка и сроков привлечения лица к административной ответственности, в связи с чем названное постановление являются законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2012 по делу N А40-103436/12-149-955 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103436/2012
Истец: ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский", ООО УК РАЙОНА БЕСКУДНИКОВСКИЙ
Ответчик: Государственная жилищная инспекция г. Москвы, Государственная жилищная инспекция города Москвы