город Ростов-на-Дону |
|
26 ноября 2012 г. |
дело N А53-17139/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности - Турсункулов А.Б., паспорт,
от заинтересованного лица - представитель по доверенности - Климова И.В., удостоверение, представитель по доверенности - Смольякова Е.А., удостоверение
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества Транспортная компания "ИнЛайн" и Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2012 по делу N А53-17139/2011, принятое судьей Ширинской И.Б.,
по заявлению закрытого акционерного общества Транспортная компания "ИнЛайн"
к Ростовской таможне
о признании незаконными требований Ростовской таможни об уплате таможенных платежей от 08.08.2011 N 368, от 08.08.2011 N 369
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество Транспортная компания "ИнЛайн" (далее - ЗАО ТК "ИнЛайн", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными требований Ростовской таможни об уплате таможенных платежей от 08.08.2011 N 368, от 08.08.2011 N 369.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2012 признано незаконным требование Ростовской таможни N 368 от 08.08.2011 в части начисления пени в сумме 51 141, 97 руб., как не соответствующее таможенному законодательству Российской Федерации. В остальной части заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что вступившим в законную силу решением суда установлено, что общество нарушило установленные таможенным законодательством условия предоставления льготы по освобождению от уплаты таможенных платежей, в связи с чем, обязано уплатить в бюджет таможенные пошлины и налоги, от уплаты которых оно ранее получило освобождение.
Ростовская таможня, общество обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Ростовская таможня просила отменить решение суда в части признания незаконным требования Ростовской таможни N 368 от 08.08.2011 в части начисления пени в сумме 51 141, 97 руб.
ЗАО ТК "ИнЛайн" просило отменить решение суда и признать незаконными требования Ростовской таможни об уплате таможенных платежей от 08.08.2011 N N 368-369.
В судебном заседании представители общества и Ростовской таможни изложили существо апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом (фрахтователь) и "ARTNER MANAGEMENT CORP", Британские Виргинские острова (судовладелец) заключен договор бербоут-чартера от 01.04.2009, по условиям которого судовладелец предоставляет фрахтователю в аренду нефтеналивной танкер "ИНЛАЙН 147".
Полученный в пользование на основании указанного договора танкер был ввезен обществом на таможенную территорию Российской Федерации на условиях CFR г. Азов по ГТД N 10313010/310709/0001034.
Согласно письму от 31.07.2009 N 20-35/12995 таможней рассмотрено обращение общества и принято решение о помещении танкера под режим "временный ввоз" без применения обеспечения уплаты таможенных платежей на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 448 "Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов" (далее - Постановление N 448).
В связи с подписанием 20.05.2011 дополнительного соглашения к договору бербоут-чартера от 01.04.2009 о продлении срока действия указанного договора до 01.08.2013 общество 08.07.2011 обратилось в таможню с заявлением о продлении срока временного ввоза танкера до 01.08.2013.
Таможенный орган письмом от 17.07.2011 N 55-44/0621 сообщил о продлении срока временного ввоза судна до 01.08.2013.
По результатам проведенной проверки документов и сведений после выпуска танкера таможней 22.06.2010 был составлен акт проверки, в котором содержались выводы о несоблюдении обществом требований и ограничений таможенного режима "временный ввоз", поскольку общество передало помещенный под этот режим танкер в пользование третьему лицу - британской фирме "INTERLINE CARGO LTD" по договору тайм-чартера от 20.05.2009.
В связи с несоблюдением обществом условий, при которых применяется освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов в отношении временно ввезенного танкера, задекларированного по ГТД N 10313010/310709/0001034, таможней в адрес общества направлены требования об уплате периодических таможенных платежей от 08.08.2011 N 368, от 08.08.2011 N 369.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными требований об уплате периодических таможенных платежей от 08.08.2011 N 368, от 08.08.2011 N 369.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд признает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца обоснованными, соответствующими требованиям арбитражно-процессуального законодательства и положениям таможенного законодательства.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Согласно статье 209 ТК РФ под временным ввозом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от уплаты пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Статьей 271 ТК РФ определены условия полного освобождения от уплаты транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, от уплаты таможенных пошлин, налогов:
1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;
2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;
3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;
4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.
Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 212 ТК РФ). Так Постановлением N 448 установлено, что морские суда валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД РФ 8901101000, 8901201000, 8901301000, 8901901000), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках грузов и пассажиров временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.
Несоблюдение положений ТК РФ о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных ТК РФ для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, влечет их обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, от уплаты которых они ранее получили освобождение.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 320 ТК РФ, при неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.
Нарушение лицом, получившим разрешение на временный ввоз транспортного средства, условий применения таможенного режима временного ввоза влечет обязанность уплатить таможенные платежи.
Аналогичные положения об особенностях соблюдения правил помещения товаров и транспортных средств содержит таможенное законодательство таможенного союза (ст.279 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Вопреки доводам общества, таможенное законодательство не связывает обязанность уплатить таможенные платежи с принятием решения об отмене временного ввоза транспортного средства, нарушение условий полного освобождения от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввозимого транспортного средства выступает основанием для принятия решения о взыскании таможенных платежей с направлением требования о взыскании таможенных платежей и пени.
Апелляционный суд также отклоняет доводы общества о том, что договор тайм-чартера от 20.05.2009, заключенный между обществом и фирмой "INTERLINE CARGO LTD" (далее договор тайм-чартера), является ничем иным как договором морской перевозки, а не договором аренды транспортного средства с экипажем.
Согласно ст.2 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) деятельность по перевозке грузов и пассажиров относится к сфере торгового мореплавания и регулируется данным Кодексом.
Соответственно, именно положения КТМ РФ подлежат применению при квалификации представленного в материалы дела договора тайм-чартера от 20.05.2009, заключенного между обществом и фирмой "INTERLINE CARGO LTD". Имеющаяся оговорка в тексте договора тайм-чартера относительно регулирования отношений сторон по договору в соответствии с законодательством Англии не влияет на юридическую природу договора, которая определяется условиями самого договора.
При этом, вопрос отнесения договора фрахтования к модели перевозки или аренды и судами Российской Федерации, и судами Англии, разрешается исходя из его содержания, кроме того, в ряде случаев учитываются цели, преследуемые сторонами ( на что прямо указывает в тексте апелляционной жалобы общество).
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что фактически договор тайм-чартера является договором фрахтования судна на время (тайм-чартер) в значении, определенном ст.198 КМТ РФ. Согласно ст.198 КМТ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Изучив имеющийся в материалах дела договор тайм-чартера от 20.05.2009, заключенный обществом на стороне судовладельца с британской фирмой "INTERLINE CARGO LTD" на стороне фрахтователя в отношении полученного обществом в пользование 01.04.2009 по договору бербоут-чартера танкера, суд пришел к правомерному выводу о том, что он является предусмотренным главой 10 КТМ РФ договором тайм-чартера (фрахтования судна на время, аренды судна с экипажем) не только по своему наименованию, но и по своему содержанию. Этот договор тайм-чартера не может быть квалифицирован как договор морской перевозки груза, условия которого регламентированы главой 8 КТМ РФ.
Исходя из ст. ст. 1, 4, 10, 21, 32, 43, 44, 49 договора и приложения N 1 к нему, предметом данного договора является именно передача обществом как судовладельцем фрахтователю - британской фирме "INTERLINE CARGO LTD" - во временное пользование конкретного судна, а не услуги судовладельца фрахтователю по перемещению грузов в пространстве (по перевозке). Соответственно, после передачи обществом судна во временное пользование "INTERLINE CARGO LTD", право непосредственного использования этого судна в коммерческих целях переходит к "INTERLINE CARGO LTD". Наименование договора, упоминание по всему текста договора о передаче судна в аренду дополнительно свидетельствует, что целью договора являлось передача судна в аренду, стороны, употребляя данную терминологию, не установили каких-либо изъятий, изменяющих содержание договора, его правовую природу.
По смыслу ст.115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его правомочному на получение груза лиц, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Доводы общества о том, что договор тайм-чартера от 20.05.2009 является договором морской перевозки не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку данный договор не содержит ни одного существенного условия договора перевозки морских грузов, предусмотренных ст.115 КТМ РФ: ни указания на груз, ни указания на порт назначения груза и т.д., в связи с чем, отсутствуют какие-либо основания расценивать представленный договор в качестве договора перевозки. Не содержатся и в апелляционной жалобе доводы, которые позволили бы прийти к обратным выводам.
Таким образом, передача обществом судна "ИНЛАЙН 147" в пользование компании "INTERLINE CARGO LTD" свидетельствует о фрахтовании судна иностранным лицом, а также об использовании декларантом товара для передачи его в пользование третьим лицам, что не соответствует предусмотренным постановлением Правительства РФ N 448 условиям (выполнение международных перевозок грузов).
При таких обстоятельствах суд правомерно отклонил доводы общества о незаконности спорных требований таможенного органа об уплате таможенных платежей в связи с несоблюдением декларантом условий полного освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства, оформленного по ГТД N 10313010/310709/0001034. Судом первой инстанции было установлено, что при расчете таможенных платежей и пени были использована таможенная стоимость судна, заявленная обществом в ГТД N 10313010/310709/0001034 по результатам самостоятельной корректировки таможенной стоимости. Согласно тексту спорных требований о взыскании таможенных платежей в качестве основы для начисления (т.1 л.д. 97-106) сумм таможенных платежей и пени использована величина таможенной стоимости - 12 827 570,71 руб., которая была заявлена декларантом в графе 45 ГТД N 10313010/310709/0001034 (т.1 л.д. 57). Обществом не опровергается правильность расчетов, представленных в спорных требованиях. Изменение таможенным органом величины таможенной стоимости является основанием для доначисления сумм таможенных платежей, или принятия решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а при отсутствии факта оплаты - основанием для уточнения размера таможенных платежей и не влияет на факт обоснованности и правомерности выставления спорных требований на определенную дату исчисления сумм периодических таможенных платежей и пени в соответствии со ст. 212 ТК РФ (ст.151 Таможенного Кодекса Таможенного союза).
Апелляционной коллегией признаются обоснованными доводы суда первой инстанции относительно периода расчета пени, подлежащей начислению в связи с неуплатой задолженности по таможенным платежам. Согласно пункта 5 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с настоящим Кодексом влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры. Учитывая, что днем нарушения условного полного освобождения от уплаты таможенных платежей является 01.10.2009, таможенный орган безосновательно начислил заявителю пени по требованию от 08.08.2011 N 368 за период июль 2009 - сентябрь 2009 в размере 51141, 97 руб. (204567, 88 руб. - 153425,91 руб.). Соответственно, судом первой инстанции обоснованно признано незаконным в соответствующей части требований таможни об уплате таможенных платежей от 08.08.2011 N 368.
При изложенных выше обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в них, не имеется, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2012 по делу N А53-17139/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы закрытого акционерного общества Транспортная компания "ИнЛайн" и Ростовской таможни - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17139/2011
Истец: ЗАО ТК "ИнЛайн", ЗАО Транспортная компания "ИнЛайн"
Ответчик: Ростовская таможня