г. Саратов |
|
7 декабря 2012 г. |
Дело N А57-16215/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г.Саратов, ул. Первомайская, д. 78)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "03" октября 2012 года
по делу N А57-16215/2012 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению Администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78),
заинтересованные лица:
Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Московская, д.72),
Администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (410000, г. Саратов, Соборная пл., д.3),
о признании незаконным и отмене предписания Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области N 2-С/12 от 18.06.2012,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Сащенко С.Г. по доверенности N 01-03/21 от 07.03.2012,
от Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области - Среднева Е.В. по доверенности N 1-01/02-24-36 от 17.07.2012,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация, заявитель) с заявлением к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (далее - Комитет, административный орган), заинтересованное лицо: администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов о признании незаконным и отмене предписания комитета N 2-С/12 от 18.06.2012 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.10.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитет представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно (почтовое уведомление N 77959, отчет о публикации судебного акта на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 17.10.2012).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия указанного лица, участвующего в деле надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.04.2012 года Комитетом в адрес Администрации вынесено предписание N 2-С/10 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
На основании предписания N 2-С/10 от 25.04.2012 года Администрации необходимо принять срочные меры, а именно: устранить возгорания твердых бытовых отходов на несанкционированной свалке в Маханном овраге в Волжском районе г.Саратова - в срок до 01.06.2012 года (статья 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации, решение Волжского районного суда от 20.09.2010 года по делу N 2-3203/2010, кассационное определение Саратовского областного суда от 02.02.2012 года по делу N 33-552/12).
В период с 04.06.2012 года по 02.07.2012 года на основании приказа председателя Комитета от 29.05.2012 года N 402 государственным инспектором по охране природы Саратовской области, консультантом инспекционного отдела по г. Саратову и Саратовскому району В.А. Понурцевым и главным специалистом экспертом отдела охраны окружающей среды и работы служб инспекционных отделов Комитета, государственным инспектором по охране природы Саратовской области Прошкиным С.В. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации по выполнению ранее выданного предписания N 2-С/10 от 25.04.2012 года.
В ходе проверки было установлено, что Администрация в срок до 01.06.2012 года не устранила тление твёрдых бытовых отходов скопившихся на территории Маханного оврага, о чём 18.06.2012 года был составлен акт проверки N 2-С/12.
18.06.2012 года на основании акта проверки N 2-С/12 административным органом было вынесено предписание N 2-С/12, согласно которому Администрации необходимо принять срочные меры, а именно в срок до 18.07.2012 года устранить возгорания твёрдых бытовых отходов на несанкционированной свалке в Маханном овраге в Волжском районе г. Саратова.
Администрация с вынесенным предписанием не согласилась, в связи с чем обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое предписание выдано Комитетом в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов Администрации.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 "Положения о Комитете охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области", утверждённого постановлением Правительства Саратовской области N 35-П от 06.02.2006 года, Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области является органом исполнительной власти области, наделённым полномочиями и осуществляющим функции в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, осуществляющим взаимодействие по указанным направлениям с иными органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями.
Согласно подпункту 3 пункта 8 Положения основными функциями Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области является, в том числе, осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности в пределах своей компетенции, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Таким образом, Комитет наделён полномочиями по вынесению оспариваемого представления.
Пунктом 3 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N53 установлено, что государственный экологический контроль состоит, в том числе, из государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), государственного земельного контроля.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном земельном контроле, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N689, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением, в том числе, требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности. При этом право должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов на вынесение обязательных для исполнения представлений по вопросам соблюдения земельного законодательства и об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий предусмотрено пунктами 9, 11 названного Положения.
Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Маханный овраг находится на территории муниципального образования "Город Саратов".
Пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) и части 2 статьи 8 Федерального закона N89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что решение вопроса об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к компетенции администрации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу названных норм администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание Комитета соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 октября 2012 года по делу N А57-16215/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16215/2012
Истец: Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Ответчик: Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области
Третье лицо: Администрация Волжского района МО "Город Саратов"