г. Воронеж |
|
06 декабря 2012 г. |
Дело N А64-4720/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.12.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: Поповой Н.В., представителя по доверенности N 27-Д от 07.11.2012; Семикиной К.С., представителя по доверенности N 9-Д от 12.01.2012,
от открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": Мулиной И.Н., представителя по доверенности 68 АА 0234491 от 23.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.09.2012 по делу N А64-4720/2012 (судья Плахотников М.А.) по заявлению открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210, г. Тамбов) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ИНН6831001163, г. Тамбов) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ТЭСК") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) об оспаривании постановления от 10.05.2012 N ПАЗ-4/12 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.09.2012 по делу N А64-4720/2012 требования ОАО "ТЭСК" удовлетворены, суд признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 10.05.2012 о назначении административного наказания по делу N АПЗ-4/12 об административном правонарушении, которым Открытое акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что поскольку ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" совершило административное правонарушение до вступления в законную силу редакции от 04.05.2012 Постановления Правительства РФ "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", улучшающей его положение как лица, совершившего административное правонарушение, и постановление Тамбовского УФАС России по делу об административном правонарушении от 10.05.2012 N АПЗ-4/12 не исполнено, в отношении ОАО "ТЭСК" подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение липа, совершившего административное правонарушение.
В то же время ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в Тамбовское УФАС России, а также в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о неприменении ответственности не обращалось.
При этом заявитель жалобы ссылается на положения пунктов 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде но заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
В связи с чем, Управление считает, что постановление Тамбовского УФЛС России от 10.05.2012 о назначении ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" административного наказания по делу об административном правонарушении следует признать не подлежащим исполнению в части взыскания с Общества штрафа в размере 200 000 рублей, а не отменять его полностью, как указал суд первой инстанции в своем решении.
Представители Управления в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы и требования апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Общества против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что при вынесении решения судом первой инстанции правомерно не учтено разъяснение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанное в пункте 2 постановления Пленума от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", поскольку УФАС по Тамбовской области не предприняло мер о неприменении административной ответственности по постановлению от 10.05.2012 о назначении административного наказания по делу N ПЗ-4/12 об административном правонарушении, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, а заявитель по этому основанию постановление о назначении административного наказания не оспаривал.
В судебном заседании в порядке статей 163, 266 АПК РФ был объявлен перерыв с 22.11.2012 до 29.11.2012.
Арбитражным апелляционным судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 14.02.2012 с 10 часов 00 минут по 13 часов 30 минут Тамбовским УФАС России в ходе осуществления контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации проведен осмотр Интернет-cайта ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (http://www.tesk.tmb.ru/) на предмет размещения информации, подлежащей раскрытию.
В ходе осмотра установлено, что на официальном сайте "ТЭСК" в сети Интернет отсутствует информация, указанная в абзацах четвертом - тринадцатом пункта 22 раздела VI Стандартов раскрытия информации за декабрь 2011 года, а именно:
- средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемых цен по первой ценовой категории (абзац 4 пункта 22 Стандартов);
- объем фактического пикового потребления мощности гарантирующего поставщика отдельно на оптовом и розничном рынках (абзац 5 пункта 22 Стандартов);
- суммарный объем мощности, потребленной потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, выбравшими для расчетов вторую - шестую ценовые категории, с разбивкой по категориям (абзац 6 пункта 22 Стандартов);
- объем мощности, приобретенной по регулируемым договорам, за декабрь 2011 года (абзац 7 пункта 22 Стандартов);
- фактический объем потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток (абзац 8 пункта 22 Стандартов);
- объем покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в электрических сетях (абзац 9 пункта 22 Стандартов);
- объем мощности, учтенный в стоимости покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в электрических сетях (абзац 10 пункта 22 Стандартов);
- фактический объем покупки электрической энергии данного гарантирующего поставщика с разбивкой по объемам, купленным на оптовом и розничном рынках (абзац 11 пункта 22 Стандартов);
- суммарный объем электрической энергии, потребленный потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, производящими расчет по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по категориям (абзац 12 пункта 22 Стандартов);
- объем электрической энергии, приобретенной по регулируемым договорам, за декабрь 2011 (абзац 13 пункта 22 Стандартов).
Согласно пункту 21 раздела VI Стандартов раскрытия информации, информация, указанная в абзацах четвертом - тринадцатом пункта 22 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальных сайтах соответствующих гарантирующих поставщиков в сети Интернет ежемесячно, в течение 25 календарных дней с даты окончания расчетного периода. Эта информация публикуется в отношении каждого месяца календарного года.
Следовательно, информация за декабрь 2011 г., подлежащая опубликованию на официальном сайте ОАО "ТЭСК", должна быть размещена не позднее 25.01.2012.
Указанные обстоятельства отражены в протоколе N АПЗ-4/12 об административном правонарушении от 12.03.2012, составленном в отношении ОАО "ТЭСК" по статье 9.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола и материалов дела об административном правонарушении, 10.05.2012 руководителем УФАС по Тамбовской области вынесено постановление по делу N АПЗ-4/12 об административном правонарушении, которым ОАО "ТЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 9.15 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ОАО "ТЭСК" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд области пришел к выводу, что в рассматриваемом случае не раскрытие Обществом информации, предусмотренной абзацами 7, 9, 10 пункта 22 раздела VI Стандартов раскрытия информации за декабрь 2011 года и как следствие нарушение пункта 21 Стандартов раскрытия информации, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, так как данные пункты изложены в другой редакции. Кроме того, суд указал, что поскольку Общество совершило административное правонарушение до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" в редакции от 04.05.2012 и его положение как лица, совершившего административное правонарушение улучшилось, а постановление по делу об административном правонарушении от 10.05.2012 NАПЗ-4/12 не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Суд апелляционной инстанции находит данные выводы суда области правильными, но вместе с тем, усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно статье 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность, виновность и наказуемость.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Предусмотренные статьей 9.15 административные правонарушения посягают на установленные стандарты раскрытия информации и предоставления запрашиваемой информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии.
Стандарты раскрытия информации и предоставления запрашиваемой информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии установлены в Постановлении Правительства РФ от 21 января 2004 года N 24 "Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
Согласно абзацам 7, 9, 10 данных Стандартов (в редакции от 29.12.2011) гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктами 9 и 20 настоящего документа, раскрывают следующую информацию: объем мощности, приобретенной по регулируемым договорам, за каждый месяц; объем покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в электрических сетях; объем мощности, учтенный в стоимости покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в электрических сетях.
Как установлено судом области и подтверждено материалами административного дела, информация за декабрь 2011 года, подлежащая опубликованию на официальном сайте ОАО "ТЭСК", должна быть размещена не позднее 25.01.2012. Однако информация, предусмотренная абзацами 7, 9, 10 пункта 22 раздела VI Стандартов раскрытия информации (в редакции от 29.12.2011) за декабрь 2011 года на момент выявления административного правонарушения не была раскрыта, что ни Обществом, ни Управлением не оспаривается.
Вместе с тем, с 12.06.2012 начало действовать Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 в редакции от 04.05.2012 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", в соответствии с которым порядок раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии изложен в иной редакции.
Так, абзацем 7 пункта 22 раздела VI Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что раскрытию подлежит коэффициент оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по первой ценовой категории.
Абзацем 9 пункта 22 раздела VI Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что раскрытию подлежит величина мощности, соответствующей покупке электрической энергии гарантирующим поставщиком у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Абзацем 10 пункта 22 раздела VI Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что раскрытию подлежит суммарная величина мощности, оплачиваемой потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по ценовым категориям.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что абзац 7 пункта 21 Стандартов раскрытия информации в редакции Постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" 04.05.2012 утратил силу с 12.06.2012.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Проанализировав положения данных норм, суд области пришел к обоснованному выводу, что на дату выявления административного правонарушения, вменяемого ОАО "ТЭСК" и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, постановление N АПЗ-4/12 являлось законным и обоснованным, имелись правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, Обществу обеспечена возможность реализации предоставленных ему законом прав и гарантий. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В то же время, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 в Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 N "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", вступившие в силу 12.06.2012 улучшают положения лица, совершившего административное правонарушение (ОАО "ТЭСК".
Исходя из положений пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 того же Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
В силу изложенного в удовлетворении заявленных ОАО "Тамбовская сбытовая компания" требований следует отказать, решение суда подлежит отмене, постановление управления в части наложения на ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" административного взыскания в виде штрафа в размере 200 000 рублей исполнению не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.09.2012 по делу N А64-4720/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" требований о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о назначении административного наказания по делу N АП3-4/12 об административном правонарушении от 10.05.2012 отказать.
Признать указанное постановление управления в части наложения на ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" административного взыскания виде штрафа в размере 200 000 рублей не подлежащим исполнению.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4720/2012
Истец: ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
Ответчик: Тамбовское УФАС России, УФАС по Тамбовской области