г. Самара |
|
12 декабря 2012 г. |
Дело N А55-18841/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью НПФ "Волгоинвестстрой" - Воронков С.М.; доверенность от 14.01.2010 года N 125, Карпуль А.М., доверенность от 12.03.2012 года, Савчук Е.Н., доверенность от 30.11.2012 года,
от Главы г.о. Самара - Ермолаева А.Г., доверенность от 17.08.2012 г., N 3-01-02/5757, Уварова А.С., доверенность от 27.12.2011 года N 01/04-1493,
от Администрации г.о. Самара - извещен, не явился;
от Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - Крайнова О.А., доверенность от 10.09.2012 г. N Д05-01/2324, Филюк Т.В., доверенность от 22.10.2012 года N Д05-01/2611,
от Самарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане - извещен, не явился;
от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Главы г.о. Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 октября 2012 года по делу N А55-18841/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью НПФ "Волгоинвестстрой", (ОГРН 1026300529331), г. Самара,
к Главе г.о. Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Администрации г.о. Самара, г. Самара,
- Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, г. Самара,
- Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
- Самарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, г. Самара,
о признании незаконными действий, выраженных в отказе от 09.04.2012 N 1-01/1827-1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью НПФ "Волгоинвестстрой" (далее -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Главе городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконными действий, выраженных в отказе от 09.04.2012 N 1-01/1827-1 в выдаче разрешения на строительство-реконструкцию жилой застройки по улице Мичурина/Осипенко в Октябрьском районе г. Самары на II очередь (секция N 3), площадью земельного участка 1002, 4 кв.м., обязании выдать разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Глава г.о. Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в пакете документов, представленном ООО НПФ "Волгоинвестстрой" для получения разрешения на строительство:
- отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок (в соответствии с договором аренды от 25.05.2010 N 604 земельный участок, находящийся по адресу: Самарская область, г.Самара, Октябрьский район, улица Мичурина/улица Осипенко, предоставлен для проектирования реконструкции жилой застройки и проектирования трансформаторной подстанции, а не для строительства);
- информация, содержащаяся в проектной документации, не соответствует градостроительному плану земельного участка, поскольку согласно проекту организации строительства строительная площадка расположена за границами земельного участка. Кроме того, государственной экспертизой рассматривался проект 4-секционного жилого дома, при этом разделом организации строительства не предусмотрено выделение секции 3 в отдельный этап строительства, а также не указано, что строительство возможно осуществлять без сноса существующего жилого дома.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, Глава городского округа Самара при принятии решения об отказе в выдаче разрешения на строительство действовал в рамках действующего законодательства в сфере градостроительной деятельности.
Податель жалобы также указывает на то, что заявителем не предоставлены доказательства того, что после принятия Главой города Самары решения им не может осуществляться предпринимательская деятельность.
В судебном заседании представители Главы г.о. Самара, Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Общества с ограниченной ответственностью НПФ "Волгоинвестстрой" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 28 ноября 2012 года по 5 декабря 2012 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
21.10.2010 общество обратилось к Главе г.о. Самара с заявлением о выдаче разрешения на строительство-реконструкцию жилой застройки по улице Мичурина/Осипенко в Октябрьском районе г.Самары на II очередь (секция N 3), площадь земельного участка 1002,4 кв.м.
11.11.2010 Глава городского округа Самара сообщил заявителю о том, что в связи с отсутствием необходимых документов выдача разрешения на строительство не представляется возможной.
24.12.2010 обществом представлен заинтересованному лицу пакет документов с устраненными замечаниями.
28.03.2011 заинтересованное лицо отказало обществу в выдаче разрешения на строительство в связи с не представлением правоустанавливающего документа и наличием несоответствий.
Впоследствии общество неоднократно обращалось к заинтересованному лицу с соответствующим заявлением, о чем свидетельствуют письма от 05.04.2011, 01.07.2011, 14.02.2012.
По результатам рассмотрения заявлений заинтересованным лицом 09.04.2012 в письме отказано в выдаче разрешения на строительство (л. д.14-15 т.1).
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанных действий, выраженных в отказе от 09.04. 2012 года в выдаче разрешения на строительство незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
При этом в их обязанность входит проведение проверки наличия документов, прилагаемых к заявлению; их соответствие проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; проверка проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдача разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Пункт 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает перечень документов, представляемых застройщиком в орган местного самоуправления для получения разрешения на строительство, а именно:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка;
- материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего кодекса;
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего кодекса);
- согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 указанной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Судом верно отмечено в решении, что заявителем вместе с заявлением от 14.02.2012 были представлены все вышеуказанные документы.
Материалами дела подтверждается, что в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок обществом неоднократно представлялся с заявлением договор аренды N 604 от 25.05.2010 под проектирование реконструкции жилой застройки и проектирование трансформаторной подстанции. Данный договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке, на основании заключенного договора аренды обществу начисляются арендные платежи за использование земельного участка под строительство.
Установленный в договоре вид использования был указан во исполнение вступившего в законную силу судебного акта - постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-4328/2007 (л.д. 16, 17, 59-62, Том 1).
Согласно статье 30 Земельного кодекса РФ земельные участки для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу пункта 3 части 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельной участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Суд первой инстанции законно и обоснованно сделал вывод о том, что договор аренды N 604 от 25.05.10, заключенный между заявителем и Министерством строительства по Самарской области, является в силу пп.3 ч.7 ст. 30 ЗК правоустанавливающим документом. Данный договор прошел государственную регистрацию, по данному договору начисляется арендная плата за пользование земельным участком, заключение данного договора в силу п.п. 3 ч. 7 ст. 30 ЗК РФ обуславливает принятие решения Главой г.о. Самара о предоставлении земельною участка для строительства. Данная позиция изложена также в письмах Министерства строительства Самарской области от 25.04.2011 г. и 16.05.2012 г.
Кроме того ГрК РФ не предусмотрено, что для выдачи разрешения на строительство необходимо представить договор аренды с указанием его целевого назначения "под строительство".
В п. 7 ст. 51 ГрК РФ указано лишь на представление правоустанавливающего документа, коим является либо свидетельство о праве на земельный участок, либо договор аренды земельного участка.
Также о представлении земельного участка фактически под строительство свидетельствуют Постановление Главы г. Самары от 21.04.99 N 227 "О предоставлении обществу с ООО НПФ "Волгоинвестстрой" в аренду земельного участка и разрешении проектирования реконструкции жилой застройки по улице Мичурина/Осипенко в Октябрьском районе г. Самары" (п.п. 5.7.6., 5.12), Постановление Главы г. Самары от 22.01.03 N 07 "Об утверждении проекта границ земельных участков, предоставлении ООО НПФ "Волгоинвестстрой" в аренду земельных участков и разрешении строительства жилого дома со встроенными помещениями офисов, подземным гаражом и трансформаторной подстанции по ул. Мичурина/Осипенко в Октябрьском районе г. Самары", п. 6.2. договора аренды земельного участка N 604 от 25.05.2010 г. Распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 14.12.10 N РД-1273.
На основании Постановления Главы г. Самары от 21.04.99 N 227 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Заявителем был заключен договор аренды земельного участка N 001946з от 27.10.99г., согласно которому Заявителю был предоставлен земельный участок под проектирование жилой застройки. Срок действия данного договора - 1 год. Согласно приложению 3 к договору, арендная плата начислялась по коэффициенту "под проектирование".
13.01.2006 г. Департаментом строительства и архитектуры Администрации г. Самара были изданы Акты N 10191 - об отводе границ участка для Строительства 1-ой очереди жилого дома со встроенными помещениями офисов, подземным гаражом и ТП; N 10192 - об отводе границ участка для строительства 2-ой очереди жилого дома со встроенными помещениями офисов, подземным гаражом и ТП: N 10193 - об отводе границ участка для строительства 3-ой очереди жилого дома со встроенными помещениями офисов, подземным гаражом и ТП.
В 2006 году был утвержден План границ земельного участка с указанием его назначения "Под строительство". Данный План был согласован всеми уполномоченными и заинтересованными органами.
После 2006 года заявитель оплачивал арендные платежи по коэффициенту "под строительство".
В дальнейшем заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о признании права аренды на земельный участок. Согласно решению А55-4328/2007 суд пришел к выводу о том, что, признавая право аренды заявителя на земельный участок, установление права аренды на земельный участок под проектирование необходимо для возобновления арендных отношений с уполномоченным органом и завершения строительства объекта, часть которого уже готова к вводу в эксплуатацию (абз. 2 стр.3 решения).
После уточнения границ земельного участка, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд 12.02.10 отменил решение А55-4328/2007, принял новый судебный акт, согласно которому признал право аренды заявителя на земельный участок под проектирование реконструкции жилой застройки, однако площадь данного участка уменьшилась до 5454 кв.м.
Апелляционный суд также пришел к выводу о том, что установление права аренды на земельный участок под проектирование необходимо заявителю для возобновления арендных отношений с уполномоченным органом для завершения строительства объекта, часть которого уже готова к вводу в эксплуатацию (аб.З стр. 5 постановления).
25.05.2010 г. Министерством строительства Самарской области был заключен с истцом договор аренды земельного участка площадью 5454 кв.м. с указанием вида разрешенного использования под проектирование. При этом размер арендной платы был определен Министерством за использование земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства (в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.08 г.). Согласно приложению 2 к договору N 604, расчет арендной платы производится с применением коэффициента для строительства. Данный факт подтверждается также решением Арбитражного суда Самарской области по делу А55-15355/2012 г.
Таким образом, совокупность представленных доказательств явно свидетельствует о том, что предоставленный в аренду земельный участок был предназначен для строительства, следовательно имеющийся в материалах дела договор N 604 является правоустанавливающим документом для получения разрешения на строительство.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель в настоящее время является арендатором указанного земельного участка и документы, подтверждающие права на земельный участок были представлены Главе городского округа Самара.
Судом первой инстанции правильно учтено, что ссылка Главы г.о. Самара на то, что строительная площадка организована за границами земельного участка, является несостоятельной.
Согласно письму Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 18.01.2012 N Д05-01-01-/18368-1 строительная площадка находится в установленных координатах, которые были определены распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 14,12.2010 N РД-1273 (л.д. 19-20).
Довод заинтересованного лица о том, что разделом организации строительства не предусмотрено выделение третьей секции в отдельный этап, не указано, что строительство возможно вести без сноса существующего жилого дома, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно пункту 1.1.3 проекта организации строительства шифр 6-ЩС ООО ПКФ "ЕВА", при строительстве секции N 3 снос существующего двухэтажного бревенчатого барака не предусмотрен, согласно стройгенплану надземной части листа N 1 (проект производства работ кранами N 10.06-12.238Д) (л.д. 27-28).
В соответствии с Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 06.04.2011 N 575/02-р "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", дом N 130 по улице Осипенко признан аварийным и подлежащим сносу, о чем Департаменту управления имуществом г.о. Самара дано соответствующее указание; снос аварийного дома поручен собственникам данного имущества в течение трех месяцев со дня исполнения обязательств Департаментом имущества г.о. Самара.
С учетом изложенного и положений ст.201 АПК РФ суд правильно удовлетворил заявленные обществом требования, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Главой г.о. Самара, г. Самара в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 октября 2012 года по делу N А55-18841/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18841/2012
Истец: ООО НПФ "Волгоинвестстрой"
Ответчик: Глава г. о.Самара
Третье лицо: Администрация городского округа Самары, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области, Самарская региональная организация Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане, Самарская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане