г. Москва |
|
06 декабря 2012 г. |
Дело N А40-6787/12-17-65 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева
судей Н.И. Левченко, Е.Б. Расторгуева
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Титовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Алтай-Кокс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 июля 2012 года
по делу N А40-6787/12-17-65
по иску ОАО "Алтай-Кокс"
к ООО "Сибирская Угольная Энергетическая Компания"
третье лицо: ЗАО "СЖС Восток Лимитед"
о взыскании 37 974, 64 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Д.Н. Зюзин (по доверенности от 26.12.2011)
от ответчика: П.А. Тарасов (по доверенности от 20.02.2012)
в судебное заседание не явились представители третьего лица.
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Алтай-Кокс" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" (далее ответчик) о взыскании убытков, причиненных недостачей угля марки "Г" на общую сумму 48741 рублей 98 копеек.
Решением суда от 13 июля 2012 г. в иске отказано. При этом суд указал, что истцом не доказан причиненный состав убытков (ст.ст.15, 393 ГК РФ).
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что из совокупности представленных ОАО "Алтай-Кокс" в материалы дела доказательств - железнодорожные накладные, натурные листы поезда и акты приемки угольной продукции по количеству следует, что каких-либо перерывов в приемке продукции у грузополучателя не было, продукция на хранение не передавалась и необходимости в ее охране не было.
Обстоятельства, повлиявшие на точность определения веса продукции, имеют место не у ответчика, а у истца, как поставщика.
Таким образом, совокупность представленных в материалы дела доказательств и положений законодательства России свидетельствует о том, что выявленная недостача продукции могла образоваться только до момента ее передачи от поставщика - ответчика перевозчику, только вследствие его действий (бездействия) и ответственность за нее должна быть полностью возложена на поставщика - ответчика.
Ответчик просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 13 июля 2012 г. и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком был заключен Договор от 26.05.2010 г. N СУЭК-10/379 (далее - Договор).
Согласно Договору ответчик (поставщик) обязался поставить истцу (покупателю) сортовые угли марки Г, концентрат (далее - товар), а истец обязался товар принять и оплатить.
Пунктами 3.1-3.3 Договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется железнодорожным транспортом на условиях FCA станция отправления (Инкотермс 2000); отгруженная партия товара сопровождается железнодорожной накладной; отгрузка товара производится погрузочными средствами поставщика в железнодорожные полувагоны насыпью, при этом поставщик вправе отгружать товар группой вагонов.
Порядок приемки-передачи товара регламентирован пунктом 4.1.Договора, согласно которому приемка и передача всех партий товара по количеству и качеству от поставщика покупателю осуществляется в момент загрузки товара в вагоны с участием представителей независимой лаборатории ЗАО "СЖС Восток Лимитед".
Товар считается сданным поставщиком и принятым покупателем по количеству в соответствии с сертификатом, выданным ЗАО "СЖС Восток Лимитед", с соблюдением Инструкции о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 г. N П-6.
Пределы допустимой погрешности товара определяются по паспорту весов грузоотправителя (производителя) и/или грузополучателя.
Согласно пункту 4.3 Договора Покупатель вправе осуществлять в целях контроля проверку количества и качества поступившего товара в момент разгрузки. Инспекция количества и качества товара осуществляется независимой лабораторией ЗАО "СЖС Восток Лимитед". Поступающий товар взвешивается на вагонных весах грузополучателя с участием представителя независимой лаборатории ЗАО "СЖС Восток Лимитед". Вес товара при выявлении недостачи должен определяться с учетом норм естественной убыли и предельного расхождения в результатах измерения массы товара (норма точности взвешивания) в порядке, предусмотренном ст.41 Устава железнодорожного транспорта РФ, п.28 Правил выдачи грузов на ж.д. транспорте (Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 29).
Величина предельного расхождения в результатах измерения массы товара должна определяться в порядке, установленном Рекомендациями от 01.09.2003 МИ 2815-2003 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Порядок определения предельных расхождений в результатах измерений массы на станциях назначения и в пути следования", утвержденными ФГУП ВНИИМС.
В случае наличия расхождений окончательными считаются результаты инспекции, представленные независимой лабораторией ЗАО "СЖС Восток Лимитед", при разгрузке товара на станции грузополучателя.
Товар, поставленный ответчиком, был оплачен истцом согласно транспортным железнодорожными накладными N N ЭП 644411, ЭП 644536, ЭП 821317, ЭП 821837, ЭП 823228 и счетам - фактурам N 90544321/3000081746 от 05.11.2010 на сумму 623 432,94 руб. и N 90547878/3000083622 от 10.11.2010 на сумму 21 193 117, 06 руб.
Согласно отметкам на транспортных железнодорожных накладных N N ЭП 644411, ЭП 644536, ЭП 821317, ЭП 821837, ЭП 823228 товар прибыл на станцию назначения Заринская Западно-Сибирской ЖД в исправных вагонах, насыпью, без признаков утраты и выдан грузополучателю (истцу) согласно статье 41 Устава железных дорог РФ.
При приемке товара, прибывшего на станцию назначения в ноябре 2010 г. в по результатам взвешивания на весах грузополучателя была выявлена недостача, о чем составлены комиссией 2 акта приемки угольной продукции по количеству от 10.11.2010 г. N 808 (далее - Акт N 808) и от 12.11.2010 N 812 (далее - Акт N 812).
По мнению ОАО "Алтай-Кокс", недостача товара на общую сумму 48 741,98 руб., без учета ж/д тарифа, образовалась по вине ответчика, и в соответствии с расчетом, произведенным с учетом естественной убыли 0,55% и погрешности взвешивания 0,56%, по Акту N 808 в 2 вагонах составила 0,62 т; по Акту N 812 в 68 вагонах - 10,22 т.
Согласно Акту N 808 комиссия в составе: старшего приемщика поездов УЖДТ Санникова Л.И., приемщика поездов УЖДТ Шатской Т.Е., помощника машиниста тепловоза УЖДТ Чурагулова Р.О., представителя филиала ЗАО "СЖС Восток Лимитед" Булавиной Л.К. произвела приемку угольной продукции по количеству.
В Акте N 808 указано, что продукция прибыла на станцию назначения Заринская Западно-Сибирской ЖД, код 841402, 10 ноября 2010 г.; дата и время выдачи продукции грузополучателю транспортной организацией: 10.11.2010 г. в 13 час.30 мин. местного времени; время начала приемки - 13 час.40 мин.; время окончания приемки - 13 час. 44 мин. Условия выдачи продукции грузополучателю транспортной организацией: по ст.35, 36 Устава ж/д транспорта РФ, продукция прибыла в исправных вагонах без признаков утраты и выдана без проверки; коммерческий акт не составлялся. Способ измерения массы продукции: взвешивание груженого вагона в составе без расцепки в движении; состояние тары в момент приемки - исправное; взвешивание произведено на исправных вагонных угольных весах Mettler Tolledo 7260 RM, заводской номер 7260R-05-004, проверенных 07.10.2010.
Как следует из Акта N 808, при проверке веса прибывших двух вагонов N 62420047 и N 65183170 количество угольной продукции составило: по сертификату ЗАО "СЖС Восток Лимитед" - 138,05т; по результатам взвешивания у грузополучателя - 137,04т. Расхождение в весе угольной продукции без учета норм естественной убыли и погрешности определения веса нетто продукции составило 1,01т. При этом в вагоне N 62420047 выявлена недостача 2,39 т; в вагоне N 65183170 - излишки 1,38т. В данном акте имеется ссылка на накладную, однако ее номер не указан.
Согласно календарному штемпелю транспортной железнодорожной накладной N ЭП 644411 (вагон N 62420047-20), груз, концентрат угольный, марка "Г" (смерзающийся), масса нетто 69,2 т; тара 24,2т.; масса брутто 93,4т, прибыл на станцию назначения Заринская Западно-Сибирской ЖД 09 ноября.2010 в 19 час. 48 мин. в исправном вагоне, без признаков утраты, выдан без проверки 10.11.2010 ( время выдачи не указано).
В соответствии с календарным штемпелем транспортной железнодорожной накладной N ЭП 644536 (вагон N 65183170-20) груз, концентрат угольный, марка "Г" (смерзающийся), насыпью, масса нетто 68,8 т; тара 22т.; масса брутто 90, 8т., прибыл на станцию назначения Заринская Западно-Сибирская ЖД 09.11.2010 в 19 час. 48 мин. в исправном вагоне, без признаков утраты, и выдан без проверки 10 ноября 2010 г. (время выдачи не указано).
В соответствии с сертификатом N 101108006 D ЗАО "СЖС Восток Лимитед":
- в вагоне N 62420047 вес угля марки "Г", концентрат, брутто составил 93,5т, вес тары - 24,15т, вес нетто - 69,35т; вес нетто по накладным 69,20т.;
в вагоне N 65183170 вес угля марки "Г", концентрат, брутто составил 90,70т, тары - 22,00 т, нетто - 68,70т; вес нетто по накладным 68,80т.
Взвешивание производилось в присутствии представителя ЗАО "СЖС Восток Лимитед" 05.11.2010 на шахте им. Кирова, на весах N N 10-38 (type Modern-B), 1825 (type B^ 150Ц13), дата последней проверки весов - 28-29 сентября 2010 г. Базовое состояние угля согласно анализу - сухое, беззольное.
В Акте N 808 номер транспортной железнодорожной накладной не указан. Из данного акта следует, что соответствие поступивших товаров сведениям, указанным в транспортной железнодорожной накладной, комиссией не проверялось. Вес поступившего товара по результатам взвешивания сравнивался с весом, указанным в сертификате ЗАО "СЖС Восток Лимитед".
Согласно Акту N 812, составленному комиссией в составе представителей ОАО "Алтай-Кокс", представителя общественности и ЗАО "СЖС Восток Лимитед", вес угля, поступившего в 68 вагонах, сравнивался с весом угля, указанным в сертификатах ЗАО "СЖС Восток Лимитед". При взвешивании вагонов в движении, без расцепки, в 21 вагоне были выявлены излишки, в остальных вагонах - недостача. Количество недостающей продукции без учета норм естественной убыли и погрешности определения массы нетто продукции составило 26,98т. По заключению комиссии недостача угольной продукции произошла по вине грузоотправителя. В акте имеется ссылка на накладную, однако ее номер не указан. Соответствие поступивших товаров сведениям, указанным в транспортной железнодорожной накладной, как следует из данного акта, комиссией не проверялось.
В Акте N 812 указано, что товар прибыл на станцию назначения Заринская Западно-Сибирской ЖД 12 ноября 2010.
Согласно календарным штемпелям на транспортных железнодорожных накладных N ЭП 821317, ЭП 821837 товар прибыл на станцию назначения Заринская Западно-Сибирская ЖД 11 ноября 2010 г. в 21 час. 25 мин.; на транспортной железнодорожной накладной N ЭП 823228 - 11 ноября 2010 г. в 21 час. 55 мин.
Таким образом, из вышеуказанных документов следует, что товар при отгрузке у поставщика (грузоотправителя) и при приемке у покупателя (грузоотправителя) взвешивался на разном весовом оборудовании; у грузоотправителя товар взвешивался в вагонах в статике, а у грузополучателя - в вагонах без расцепки, в движении.
При этом вес тары (вагонов), указанный в сертификатах, отличается от веса тары, указанного в транспортных железнодорожных накладных.
Так, в сертификате N 101108006 D (вагон N 62420047) вес тары - 24,15т, в транспортной железнодорожной накладной N ЭП 644411 - 24,20т. ; в сертификате N1011120076 (вагон N 68577139) вес тары - 21,30т, в транспортной железнодорожной накладной N ЭП 821317 - 21,70т.
В сертификате N 101108006 D указано состояние угля - сухое, в транспортных железнодорожных накладных - уголь смерзающийся.
Между весом товара, указанным в сертификатах и весом товара, указанным в транспортных железнодорожных накладных, согласно которым товар был оплачен истцом, также имеются расхождения. При этом вес, указанный в сертификатах, с которым сравнивался вес товара во время приемки, больше веса товара, указанного в транспортных железнодорожных накладных.
Таким образом, сведения о весе товара (нетто, брутто), указанные в сертификатах ЗАО "СЖС Восток Лимитед", отличаются от сведений о весе товара в транспортных железнодорожных накладных.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 3 статьи 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
Как следует из Актов N 808 и N 812, соответствие поставленного товара сведениям, указанным в транспортных железнодорожных накладных, комиссией грузополучателя не проверялось, вес поставленного товара сравнивался только с весом товара, указанным в сертификатах ЗАО "СЖС Восток Лимитед"
Время прибытия товара на станцию назначения, отмеченное в Актах N 808 и N 812, не соответствует времени прибытия товара на станцию назначения, указанному в календарных штемпелях в транспортных железнодорожных накладных.
Пунктом 3.5 Договора предусмотрено, что право собственности на товар от поставщика к покупателю переходит с даты поставки. Датой поставки согласно пункту 3.6 Договора считается дата проставления штемпеля станции отправления в железнодорожной накладной/квитанции о приеме груза к перевозке.
Доказательства своевременного осуществления мероприятий по приемке прибывшего груза и принятия мер по его охране с момента прибытия на станцию назначения до разгрузки истцом (собственником товара) не представлены.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в иске, поскольку имеющиеся расхождения в документах в сведениях о весе товара, который, как установлено материалами дела, взвешивался разными способами у поставщика и у покупателя и на разном весовом оборудовании, о дате и времени поступления товара на станцию назначения, а также отсутствие сведений о проверке соответствия товара сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, при его приемке у грузополучателя, не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что недостача образовалась по вине ответчика в результате недогруза.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2012 года по делу N А40-6787/12-17-65 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6787/2012
Истец: ОАО "Алтай-Кокс"
Ответчик: ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания"
Третье лицо: ЗАО "СЖС Восток Лимитед"