г. Пермь |
|
12 декабря 2012 г. |
Дело N А60-28632/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С. Н.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Сухаревой Ларисы Юрьевны: не явились,
от заинтересованных лиц:
от Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области: не явились,
от Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области: не явились,
от третьих лиц:
от Межрайонного отдела N 17 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области: не явились,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились,
от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 октября 2012 года по делу N А60-28632/2012,
принятое судьей Окуловой В.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Сухаревой Ларисы Юрьевны (ОГРНИП 308662317100053, ИНН 662312515155)
к 1) Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (ОГРН 1046601240773, ИНН 6623000850), 2) Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287)
третьи лица: 1) Межрайонный отдел N 17 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, 2)Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Индивидуальный предприниматель Сухарева Лариса Юрьевна (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.03.2012 N 22-14/15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 17.05.2012 N 393/12 в части утверждения решения от 28.03.2012 N 22-14/15.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 октября 2012 года (с учетом определения об исправлении описок, опечаток от 12.11.2012) заявленные требования частично удовлетворены, оспариваемое решение Инспекции признано незаконным в части доначисления земельного налога за 2009 г. в сумме 214 131 руб., за 2010 г. в сумме 288 316 руб., доначисления соответствующих сумм пеней и штрафных санкций по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2009, 2010, в части привлечения к налоговой ответственности по ст.119 НК РФ в виде штрафа в размере 5 144 руб.47 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что при исчислении земельного налога за 2010 год подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная в результате устранения технической ошибки решением органа кадастрового учета от 17.05.2012. По мнению Инспекции, поскольку указанного акта об устранении ошибки на момент вынесения оспариваемого решения налогового органа не имелось, оснований для признания его незаконным у суда первой инстанции не было. Инспекция полагает, что при исчислении подлежащего уплате земельного налога следует применять кадастровую стоимость, установленную Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП. Кроме того, по мнению Инспекции, при частичном удовлетворении требований суд неправомерно учел наличие у налогоплательщика переплаты по налогу, которая на размер доначисленного налога не влияет.
Предприниматель с жалобой не согласна по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на правомерность исчисления налога исходя из кадастровой стоимости участка, определенной с учетом устранения технической ошибки.
Третьи лица письменные отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили. Инспекция просит рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей. В силу ст. 156 АПК РФ жалоба рассмотрена апелляционным судом в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения Инспекцией выездной налоговой проверки заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, в том числе земельного налога, оформленной актом N 22-14/15 от 02.03.2012, в ходе которой установлен факт занижения налогоплательщиком при расчете земельного налога налоговой базы, налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.03.2012 N 22-14/15, которым заявителю доначислен земельный налог в сумме 524 831 руб. (в сумме 214 131 руб. за 2009 год и в сумме 310 700 руб. за 2010 год), соответствующие суммы пени и штрафов по п.1 ст.122 НК РФ.
Решением УФНС России по Свердловской области от 28.03.2012 N 22-14/15 указанное решение Инспекции изменено путем уменьшения за 2009 год суммы штрафных санкций, предусмотренных п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации на 1300 руб., в остальной части решение оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение налогового органа от 28.03.2012 N 22-14/15, а так же решение УФНС России по Свердловской области от 28.03.2012 N 22-14/15 в части утверждения решения Инспекции, являются незаконными, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налог с базы в размере, превышающем установленный решением органа кадастрового учета от 17.05.2012, доначислен заявителю неправомерно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2007.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что предприниматель является плательщиком земельного налога в отношении принадлежащего ей земельного участка, расположенного по адресу: земельного участка, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Носова, 100 (кадастровый номер 66:56:0112013:49).
Результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 1347-ПП), которым в отношении спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость 46 024 591,12 руб.
Впоследствии результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 695-ПП), которым в отношении спорного земельного участка установлена иная кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции обоснованно указал на ошибочность позиции о возможности применения установленной Постановлением N 695-ПП кадастровой стоимости земельного участка при исчислении налога за 2010 год.
Между тем судом первой инстанции так же обоснованно учтено следующее.
Решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 17.05.2012 N 66/12-35217 об исправлении технической ошибки на основании ст.28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" были внесены исправления в государственный кадастр недвижимости в части сведений об экономических характеристиках спорного земельного участка с кадастровым номером 66:56:0112013:49 в период с 01.01.2009 по 22.06.2011, а именно: правильное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка составило 1727,99 руб. за кв.м, кадастровая стоимость земельного участка составила 7 582 420, 12 руб. (1727,99 руб./кв.м *4388 кв.м = 7582420,12 руб.).
Таким образом, верная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0112013:49, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Носова, 100 составляет на 01.01.2009 7 582 420,12 руб.
При этом апелляционный суд считает необходимым отметить, что имеются разъяснения Министерства финансов РФ, изложенные в письме от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, согласно которым налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, не может изменяться в течение налогового периода, за исключением случая, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесённых обратным числом на указанную дату; а так же Министерства финансов РФ (письмо от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17) о том, что изменённая кадастровая стоимость применяется с даты, по состоянию на которую она установлена.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговая база по спорному земельному участку по состоянию на 01.01.2009 фактически составляла 7 582 420,12 руб.
Довод заинтересованного лица о том, что указанная стоимость земельного участка должна применяться для целей налогообложения только в 2012 году, с момента внесения органом кадастрового учёта установленной в результате исправления ошибки стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, правомерно не принят судом первой инстанции, как противоречащий основному принципу налогообложения, закреплённому в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, - экономической обоснованности налога.
Применение для целей налогообложения кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП, в рассматриваемом случае, повлечет причинение убытков налогоплательщику в виде уплаты необоснованно завышенной суммы земельного налога за 2009 год.
Ссылки Инспекции на неправильное определение судом суммы излишне доначисленного налога за 2010 год не учитывают изменения в оспариваемое решение, внесенные определением об исправлении описок от 12.11.2012, в связи с чем подлежат отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя в части доначисления земельного налога за 2009 и 2010 г.г., исчисленного исходя из налоговой базы в сумме, превышающей 7 582 420,12 руб. Указанные выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, который от уплаты госпошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 октября 2012 года по делу N А60-28632/2012 оставить без изменения, f апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28632/2012
Истец: ИП Сухарева Лариса Юрьевна
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области, Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области
Третье лицо: Межрайонный отдел N 17 филиала ФГБУ "ФГП Росреестра" по Свердловской области, Управление Федеральной регистрационнаой службы государственной регистрации кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области в лице Межрайонного отдела N 17