г. Москва |
|
23 ноября 2012 г. |
Дело N А41-16478/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Климов К.Э., доверенность от 25.03.2012,
от ответчика: Федоров А.В., доверенность от 03.09.2012 N 12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области (ОГРН 1055005626213; ИНН 5030051604) на решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2012 по делу N А41-16478/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению кооператива индивидуальных застройщиков "Верховье" (ОГРН 1035005905384; ИНН 5030031608) к администрации сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области (ОГРН 1055005626213; ИНН 5030051604) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
кооператив индивидуальных застройщиков "Верховье" (далее - заявитель, КИЗ "Верховье" обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации сельского поселения "Первомайское" Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании действий администрации сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области в форме ответа в адрес КИЗ "Верховье" от 27.02.2012 N 120/1-14, содержащего требование выполнить проект планировки территории под расширение КИЗ "Верховье", незаконными и обязании администрацию сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области выдать КИЗ "Верховье" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:26:190903:18.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отмене решения Арбитражного суда Московской области от 13.07.2012 в части обязания администрацию сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области выдать КИЗ "Верховье" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:26:190903:18 и об отказе в удовлетворении данной части заявленных требований, в остальной части решение оставить без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, КИЗ "Верховье" на основании договора аренды земельного участка от 19.02.2010 N 4135 сроком на 3 года был передан в аренду земельный участок общей площадью 11 262 кв.м., для индивидуального жилищного строительства (под расширение КИЗ "Верховье"), расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, с/п Первомайское, вблизи д. Верховье, категория земель - земли запаса, с кадастровым номером 50:26:190903:18 (л.д. 25-28).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.03.2012 N 77/009/2012-174 государственная собственность в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:190903:18 не разграничена (л.д.30-31).
07.02.2012 заявителем на имя Главы сельского поселения "Первомайское" Наро-Фоминского муниципального района Московской области направлено письмо N 120/1-14 с просьбой выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:26:190903:18 (л.д. 7).
27.02.2012 заявителю письмом N 120/1-25 в выдаче градостроительного плана было отказано (л.д. 8). При этом администрация сельского поселения "Первомайское" Наро-Фоминского муниципального района Московской области указала, что КИЗ "Верховье" необходимо выполнить проект планировки территории под расширение КИЗ "Верховье".
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения заявителя с настоящими требованиями в суд.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции в части обязания администрации сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области выдать КИЗ "Верховье" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:26:190903:18 в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу статей 43 - 46, 48, 50, 51, 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план является документом обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Нормами статьи 46 ГрК РФ регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
В соответствии с пунктом 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В статье 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (пункт 1).
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе границы земельного участка, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (реконструкции) на указанном земельном участке (пункт 3).
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (пункт 2).
В связи с чем изложенное в ответе от 27.02.2012 N 120/1-14 требование выполнить проект планировки территории под расширение КИЗ "Верховье" являются незаконными.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для возложения обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка на администрацию сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района не имеется.
Постановлением Главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 22.06.2007 N 738 (действующим на момент обращения заявителя в администрацию) определен порядок подготовки, утверждения и получения градостроительных планов земельных участков. Согласно пункту 1.3 органом, осуществляющим выдачу градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, является администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области.
Дополнительным соглашением от 07.02.2012 N 184 к Соглашению от 26.12.2011 N 153 администрация сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области передала, а администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области приняла на себя осуществление некоторых функций по выполнению вопросов местного значения, в том числе функции по разработке и утверждению градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории поселения.
Постановлением администрации Наро-Фоминского муниципального района МО от 29.03.2012 N 751 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", согласно которому предоставление данной услуги осуществляется, в том числе на основании соглашений о передаче Наро-Фоминскому муниципальному району отдельных полномочий по решению некоторых вопросов органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с пунктом 2.5.1 в целях получения градостроительного плана земельного участка заявитель направляет в администрацию Наро-Фоминского муниципального района заявление установленного образца о выдаче градостроительного плана земельного участка с приложением установленных документов.
Ссылка администрации о том, что она является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу отклоняется, поскольку порядок рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц определен статьей 197 АПК РФ, исходя из части 2 которой производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Заявителем в соответствии с требованиями Главы 24 АПК РФ был оспорен ненормативный акт, принятый администрацией сельского поселения "Первомайское" Наро-Фоминского муниципального района Московской области. Следовательно, администрация сельского поселения "Первомайское" Наро-Фоминского муниципального района Московской области является надлежащим заинтересованным лицом по делу N А41-16478/12.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене в части обязания администрации сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области выдать КИЗ "Верховье" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:26:190903:18 и отказу в удовлетворении заявленных требований в данной части на основании вышеизложенного.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2012 по делу N А41-16478/12 отменить в части обязания администрации сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области выдать КИЗ "Верховье" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:26:190903:18, в удовлетворении заявленных требований в данной части отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16478/2012
Истец: КИЗ "Верховье", Кооператив индивидульных застройщиков "Верховье"
Ответчик: Администрация с/п Первомайское Наро-Фоминского района Московской области, Администрация сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области