г. Пермь |
|
19 ноября 2012 г. |
Дело N А50-13049/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от истца Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю: не явились,
от ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 сентября 2012 года по делу N А50-13049/2012 принятое судьей Матемьяновым В.И.,
по иску Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю
к Управлению Федеральной миграционной службы по Пермскому краю
о взыскании 10 000 руб.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю (далее - УФМС России по Пермскому краю, Управление) штрафа по п. 2 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 10 000 руб. за несвоевременное сообщение сведений налоговому органу.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 сентября 2012 года требования удовлетворены частично, с учетом снижения суммы штрафа, взыскано 2000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить ввиду несоблюдения налоговым органом досудебной процедуры урегулирования спора, предусмотренной ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации, которое, по мнению Управления, выразилось в том, что в требовании об уплате штрафа N 2806 от 09.12.2011 имелась ссылка на решение N 6213, которое в отношении Управления не выносилось. Также заявитель жалобы ссылается на то, что требование не соответствует форме требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, утвержденной Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@, так как не содержит ссылку на норму законодательства, которая устанавливает обязанность уплатить налоговую санкцию.
Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, просят рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей. В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю представлены налоговому органу сведения о регистрации по месту жительства физических лиц с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 28.10.2011 N 11-28/20146 дсп.
По результатам рассмотрения акта, налоговым органом принято решение от 01.12.2011 N 11-28/22074 дсп которым Управление привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренной п. 2 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес Управления направлено требование от 09.12.2011 N 2806 об уплате штрафа по состоянию на 09.12.2011.
Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности состава правонарушения и соблюдения порядка привлечения к ответственности, однако установил наличие оснований для применения статей 112, 114 НК РФ и снизил размер штрафа до 2000 руб.
Заявитель апелляционной жалобы, обжалуя выводы суда, ссылается на то, что инспекцией не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст. 104 НК РФ, так как в требовании об уплате штрафа от 09.12.2011 N 2806 имелась ссылка на решение N 6213, которое в отношении Управления не выносилось.
Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы заявителя жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК РФ.
В абз. 2 п. 1 названной статьи указано, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения (абз. 3 п. 1. ст. 104 НК РФ).
Пунктом 10 ст. 101.4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 настоящего Кодекса, и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса.
Как видно из материалов дела и установлено судом, требование N 2806 об уплате штрафа от 09.12.2011 со сроком исполнения не позднее 29.12.2011 направлено налоговым органом в адрес Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю.
Факт получения требования об уплате штрафа Управлением не оспаривается.
В требовании содержатся все необходимые реквизиты: размер штрафа, код бюджетной классификации, соответствующие данному виду платежа, основание для взыскания налоговой санкции, срок, в течение которого следует уплатить сумму штрафа и последствия неисполнения требования.
То обстоятельство, что в требовании об уплате штрафа содержится ссылка на решение N 6213 от 01.12.2011, которое, по утверждению Управления, ему не направлялось, правильно расценено судом как не свидетельствующее о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора.
В данном случае судом, обоснованно приняты во внимание пояснения налогового органа о том, что по внутреннему документообороту налогового органа решению инспекции от 01.12.2011 N 11-28/22074дсп был присвоен дублирующий номер 6213, который и был указан в требовании об уплате штрафа N 2806 от 09.12.2011.
Кроме того, необходимо учитывать пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которого при принятии к рассмотрению исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций судам необходимо учитывать, что пунктом 1 статьи 104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 104 Кодекса налоговый орган обращается в суд с названным выше иском в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.
Поскольку данная норма не содержит положений о форме соответствующего требования, последнее может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Из материалов дела видно, что решение инспекции от 01.12.2011 N 11-28/22074дсп, которое получено Управлением 23.12.2011, также содержит предложение произвести Управлению в добровольном порядке уплату штрафа в размере 10 000 руб.
Таким образом, доводы Управления о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного ст. 104 НК РФ, не подтверждены материалами дела.
Довод заявителя жалобы о несоответствии формы требования Приказу ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку как указано выше статья 104 НК РФ не содержит положений о форме соответствующего требования.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Ввиду того, что судом установлены смягчающие налоговую ответственность обстоятельства, арбитражный суд правомерно пришел к выводу о снижении размера штрафа до 2000 рублей.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 сентября 2012 года по делу N А50-13049/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13049/2012
Истец: Межрайонная ИФНС России N 5 по Пермскому краю
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Пермскому краю, Управление Федеральной миграционной службы по ПК