Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2012 г. N 16АП-3152/12
г. Ессентуки |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А20-1418 /2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х.А.,
рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело по иску муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление" (ИНН 0711026486, ОГРН 1020700744261, 360032, Кабардино-Балкарская Респ., Нальчик г., Дубки мкр.)
к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711037858, ОГРН 1020700756229, 360000, Кабардино-Балкарская Респ., Нальчик г., Головко ул., 2 А),
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, 9, строение 1)
третье лицо: Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик,
о взыскании 7 564 014 рублей убытков,
с участием в заседании представителей:
от МУП "Троллейбусное управление": представитель Пшуков Т.В. (доверенность от 07.11.2012),
от Министерства финансов КБР: представитель Лигидов А.К. (доверенность от 16.11.2012),
от Министерства финансов Российской Федерации: представитель Борачаева Л.Х. (доверенность от 25.01.2012),
в отсутствие Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - ответчик, Минфин КБР) о взыскании с Кабардино-Балкарской Республике в лице Минфина за счет казны Кабардино-Балкарской Республики 7 564 014 рублей убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования.
Определением от 04.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минтруда).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.09.2012 исковые требования удовлетворены. Суд исходил из того, что материалами дела подтверждается несение предприятием расходов вследствие предоставления льгот отдельным категориям граждан. Выделенные республиканским бюджетом денежные средства не покрывают понесенных истцом расходов от предоставления услуг по бесплатному пользованию отдельных категорий граждан услугами общественного транспорта.
Не согласившись с решением, Минфин КБР обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы указывает, что порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан определен постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2009 N 70-ПП "О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республики" (далее - постановление N 70-ПП). В целях реализации постановления N 70-ПП предприятие с Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики заключило договор на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан от 26.01.2011. Согласно их условиям возмещение расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2011 год по разделу "Социальная политика". В постановление N 70-ПП и договор от 26.01.2011 внесены изменения, в соответствии с которыми размер стоимости услуг по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте установлен в твердой денежной сумме - 6 274 910 рублей. Указанные средства были перечислены Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, следовательно, Кабардино-Балкарской Республики исполнила принятые на себя обязательства.
Определением от 23.11.2012 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи допущенным судом нарушением требований пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; привлек на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации; назначил дело к судебному разбирательству на 11.12.2012.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 24.11.2012 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МУП "Троллейбусное управление" поддержали иск по основаниям, изложенным в нем.
Представитель Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина КБР высказался против удовлетворения иска, считает, что Кабардино-Балкарской Республикой выполнены, предусмотренные постановлением N 70-ПП обязательства по оплате услуг по перевозке льготных категорий граждан.
Представитель Российской Федерации в лице Минфина РФ высказался против удовлетворения иска по основаниям, изложенным отзыве; считает, что финансирование спорных льгот относится к расходным обязательствам Кабардино-Балкарской Республики.
Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд полномочного представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в сове отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено по существу в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.09.2012 по настоящему делу подлежит безусловной отмене, с вынесением нового судебного акта, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установил суд, в целях реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих в Кабардино - Балкарской Республике, по обеспечению доступности транспорта общего пользования, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку Теча", от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законами Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС " и от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Постановлением Правительства КБР от 26.03.2009 N 70-ПП "О Порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в КБР" установлен порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования выше перечисленным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике.
В целях реализации постановления N 70-ПП Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и предприятие (перевозчик) заключили договор от 26.01.2011 N 2 на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан.
В пункте 4.2 договора предусмотрена обязанность Минтруда компенсировать истцу провоз льготной категории пассажиров в соответствии с постановлением N 70-ПП и актом распределения денежных средств по компенсации расходов муниципального унитарного предприятия "НальчикАвтобусТранс" (далее - МУП "НальчикАвтобусТранс"), общества с ограниченной ответственностью "Перевозчик" (далее - ООО "Перевозчик") от продажи социальных билетов на перевозку льготных граждан.
За период с января по сентябрь 2011 года (9 месяцев) предприятие на троллейбусах (электрический привод) осуществило перевозку льготных категорий граждан по маршрутам гор. Нальчика, включенных в региональный регистр в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в результате чего предоставило льготы на общую сумму 15 968 474 рублей.
Минфин КБР компенсировало предприятию убытки, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования на сумму 6 192 760 рублей.
Ссылаясь на то, что убытки, связанные с предоставлением льгот по проезду в полном объеме не возмещены, предприятие предъявило в суд настоящий иск.
Факт оказания предприятием в 2011 году услуг по перевозке граждан с предоставлением предусмотренных законодательством льгот установлен судом, подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами. В подтверждение исковых требований предприятие представило списки категорий граждан получивших единые социальные проездные билеты (далее - ЕСПБ) за период с января по сентябрь 2011 года (9 месяцев). Так за период январь-сентябрь 2011 года реализовано 65 050 ЕСПБ. Доля истца, в соответствии с актами распределения денежных средств по компенсации расходов, составляет 34 % от стоимости билета. Общая сумма расходов, подлежащих возмещению истцу (исходя из стоимости единого проездного билета на два вида транспорта в сумме 722 рублей) составила 15 968 471 руб., из которых оплачено гражданами 2 211 700 рублей, принято к возмещению ответчиком 6 192 760 рублей. Таким образом, сумма не возмещенных расходов составляет 7 564 014 рублей. Расчет убытков по уровням регистров льготников (федеральный, региональный) в материалы дела представлен, проверен судом апелляционной инстанции и признан арифметически верным. Ответчиками данный расчет не оспорен, контррасчет суду не представлен.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что обеспечение льготного проезда относиться к расходным обязательствам Кабардино-Балкарской Республики. В связи с чем пришел к выводу что, убытки истца подлежат взысканию с Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина за счет казны Кабардино-Балкарской Республики.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда ошибочным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
По смыслу названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с правовыми позициями, изложенными в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N 5481/11, от 06.12.2011 N 12757/10, от 06.12.2011 N 6497/10, от 06.12.2011 N 7116/10, от 15.12.2011 N 8576/10.
Судом установлено, что выделенные республиканским бюджетом денежные средства не покрыли понесенных истцом расходов от предоставления услуг по бесплатному пользованию отдельных категорий граждан услугами общественного транспорта.
Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Указанная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09.
Обеспечивая выполнение принятых на себя Российской Федерацией социальных обязательств, истец понес убытки в размере заявленной суммы исковых требований.
При рассмотрении спора суд установил, что Кабардино-Балкарской Республики из федерального бюджета не выделялись средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением спорных льгот. Следовательно, государство обязано в полном объеме компенсировать муниципальному унитарному предприятию сумму не полученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок гражданам.
При изложенных выше обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным.
В соответствии с частью 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
Данную процессуальную норму суд первой инстанции не применил. Спор рассмотрен в отсутствие надлежащего ответчика - Российской Федерации.
Данное нарушение норм процессуального права в силу пункта 4 части 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.09.2012 по настоящему делу.
Судебные расходы в виде госпошлины по апелляционной жалобе в силу статьи 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ, но взысканию не подлежат, поскольку последняя освобождена от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.09.2012 по делу N А20-1418/2012 отменить.
Исковые требования муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление" удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление" (ИНН 0711026486, ОГРН 1020700744261) 7 564 014 рублей убытков.
В иске к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.