г. Пермь |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А50-12478/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю. А.,
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя Автономной некоммерческой организации "Уральско-Украинское содружество в области культуры, науки, спорта и творчества, развития межнационального согласия" - Фистин Д.Н. (доверенность от 01.10.2012, паспорт),
от ответчика Департамента земельных отношений администрации г.Перми - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Департамента земельных отношений администрации г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 октября 2012 года
по делу N А50-12478/2012,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению Автономной некоммерческой организации "Уральско-Украинское содружество в области культуры, науки, спорта и творчества, развития межнационального согласия" (ОГРН 1115900000677, ИНН 5906105964)
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми,
о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
Автономная некоммерческая организация "Уральско-Украинское содружество в области культуры, науки, спорта и творчества, развития межнационального согласия" (далее - заявитель, АНО "Уральско-Украинское содружество в области культуры, науки, спорта и творчества, развития межнационального согласия") обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент, ответчик) с заявлением о признании недействительным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 348,58 кв. м, находящегося по адресу: г.Пермь, восточнее жилого дома N 6 по ул. Макаренко, изложенного в письме от 07.06.2012 N И-21-01-09-10982, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка от 07.06.2012 признано недействительным. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем рассмотрения заявления в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда, Департамент направил в уд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В жалобе ссылаясь на ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1.8.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок) указывает, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться для благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку. Сведения о наличии у заявителя основного земельного участка, предоставленного под объект недвижимости, отсутствуют. Кроме того, если земельный участок испрашивается для цели, не предусмотренной Порядком, предоставление земельного участка невозможно вне зависимости от наличия оснований для отказа, установленных п.1.6.1 Порядка.
АНО "Уральско-Украинское содружество в области культуры, науки, спорта и творчества, развития межнационального согласия" с доводами жалобы не согласна по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что Департамент в жалобе перечисляет доводы, которым судом первой инстанции уже дана надлежащая оценка.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, представителя не направил, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.04.2012 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 348,58 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район ул. Макаренко (восточнее жилого дома N 6 по ул. Макаренко), под зеленые насаждения и благоустройство территории. В заявлении указаны: каталог координат, система координат (л.д.10) (вх. N 127).
Департамент в письме от 07.06.2012 отказал заявителю в предоставлении в аренду земельного участка, указав, что согласно подпункту 1.8.1. Порядка земельные участки могут предоставляться для благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку. Сведения об основном земельном участке, предоставленном заявителю, у Департамента отсутствуют. Также Департамент указал, что по заключению департамента дорог и транспорта испрашиваемый земельный участок расположен на территории улично - дорожной сети (л. д. 11).
Заявитель, считая данный отказ Департамента незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт может быть признан арбитражным судом недействительным, а решения, действия (бездействия) незаконными только при наличии двух условий в совокупности: если он не соответствует закону или иному нормативному акту и если он нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми".
В соответствии с п. 2.7 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством.
В случае принятия уполномоченным органом в сфере земельных отношений решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
Согласно материалам дела, при обращении с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, заявителем была представлена необходимая документация, а также указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, вид использования и срок аренды.
В соответствии с п.1.8.1 Порядка земельные участки не связанные со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться для:
- размещения автостоянок открытого типа,
- открытого складирования (в частности, черных и цветных металлов, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.д.),
- организации мест отдыха,
- благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку,
- увеличения ранее предоставленного под объекты недвижимости земельного участка до максимальных размеров, установленных правовыми актами города Перми,
- иных целей, не связанных со строительством;
Таким образом, данный перечень не является исчерпывающим.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Департамента оснований для отказа в предоставлении земельного участка со ссылкой на п.1.8.1 Порядка.
Доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о невозможности предоставить данный земельный участок в аренду, ответчиком в материалы дела не представлено.
Учитывая заявленную цель предоставления земельного участка, а также отсутствие доказательств установленных ограничений, оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, не имелось.
Установив, что ответчик в нарушение положений ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств соответствия обжалуемого отказа, изложенного в письме, положениям действующего законодательства, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования по делу в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 12.10.2012 является законным и обоснованным.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент земельных отношений администрации города Перми освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 октября 2012 года по делу N А50-12478/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12478/2012
Истец: АНО "Уральско-Украинское содружество в области культуры, науки, спорта и творчества, развития межнационального согласия"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Третье лицо: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12716/12
14.01.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12716/12
13.08.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12716/12
30.04.2013 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-12478/12
29.04.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12716/12
13.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-41/13
10.12.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12716/12
12.10.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-12478/12