Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 ноября 2007 г. N КА-А41/11589-07-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2007 г.
Заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействующими пунктов 1.8, 3.1.3-3.1.12 Положения о Реестре объектов потребительского рынка в городском округе Домодедово (далее - Положение), утвержденного постановлением руководителя Администрации городского округа Домодедово N 570 от 13.03.2006 (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.01.2007 заявленные требования были удовлетворены.
Данное решение было отменено постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 мая 2007 года, дело передано на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду было предложено проверить и дать оценку всем доводам сторон относительно полномочий Администрации по принятию оспариваемого постановления, установить основания принятия оспариваемого Положения, установить имеется ли обязанность в силу Положения Московской области у Администрации принимать Положение о ведение Реестра округа Домодедово, т.е. проверить обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, как это требует ст. 194 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 6 сентября 2007 года в удовлетворении заявления заместителя прокурору было отказано.
Не согласившись с принятым решением, заместитель прокурора Московской области обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение по делу отменить. В обоснование жалобы указывает, что судом неверно установлены обстоятельства, по делу, неправильно применены нормы права.
В судебном заседании представитель заместителя прокурора Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Администрации возражал против удовлетворения жалобы, поскольку считает, что решение является законным и обоснованным.
Заслушав доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к его отмене.
Как установлено судами, 13 марта 2006 года руководителем Администрации городского округа Домодедово Московской области принято постановление N 570 "О Реестре объектов потребительского рынка в городском округе Домодедово", которым утверждено Положение о Реестре объектов потребительского рынка в городском округе Домодедово.
В пункте 1.4 Положения указано, что субъектами потребительского рынка являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и занимающиеся деятельностью в сфере потребительского рынка.
Пункт 1.6 Положения предусматривает, что внесению в Реестр подлежат расположенные на территории городского округа Домодедово независимо от форм собственности: - входящие в стационарную торговую сеть: все объекты организаций оптовой и (или) розничной торговли, в том числе рынки, а из организаций мелкорозничной торговой сети - павильоны, киоски; - объекты организаций общественного питания и организаций сферы бытовых услуг.
Согласно пункта 1.8 Положения для собственников объектов потребительского рынка, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших долгосрочный (на срок более года) договор аренды соответствующего объекта, указанное Свидетельство оформляется на один год. По истечении года, производится переоформление Свидетельства в порядке и на условиях, установленных для его получения. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших договор аренды соответствующего объекта на срок менее одного года, срок, на который оформляется указанное Свидетельство, определяется сроком действия договора аренды этого объекта.
Пунктами 3.1.1-3.3 Положения установлен перечень документов, необходимых для включения в Реестр. Указанный пакет документов включает в себя, кроме учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении ИНН, лицензию в том случае, если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензировании, санитарно-эпидемиологическое заключение территориального отдела территориального управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Московской области в Домодедовском и Ленинском районах Московской области, заключение Домодедовского отдела государственного пожарного надзора, справка от налоговых органов о наличии контрольно-кассовой техники, договор на вывоз твердых бытовых отходов и вторсырья, согласование с начальниками территориальных управлений г. Домодедово и сельских округов, согласование с органами УВД, при осуществлении деятельности в ночное время, книгу отзывов и предложений.
Рассматривая заявление заместителя прокурора и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Московской области от 24.05.2003 г. N 313/17 утверждено Положение о Реестре объектов потребительского рынка в Московской области (далее - Постановление N 313/17).
Держателем указанного Реестра является Комитет потребительского рынка Московской области (п. 2 Постановления N 313/17) (ныне - Министерство потребительского рынка и услуг Московской области). Постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 13.03.2006 г. N 570 утверждено Положение о Реестре объектов потребительского рынка в городском округе Домодедово.
Держателем Реестра, утвержденного постановлением руководителя Администрации городского округа Домодедово Московской области, является Администрация городского округа Домодедово.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в перечень вопросов местного значения в числе прочего входит создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли.
С учетом данной нормы суд правильно пришел к выводу, что Администрация городского округа Домодедово наделена полномочиями в принятии оспариваемого акта.
В соответствии с подпунктом 1.4 постановления Правительства Московской области от 20.10.2006 г. N 998/40 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 24.05.2003 г. N 313/17 "О Реестре объектов потребительского рынка в Московской области" органам местного самоуправления городских округов Московской области рекомендовано организовать работу по ведению Реестра объектов потребительского рынка в Московской области на территории соответствующего муниципального района или городского округа с учетом Положения о Реестре объектов потребительского рынка в Московской области (далее - Постановление N 998/40).
Согласно п. 3.3 Постановления N 313/17 Комитет потребительского рынка Московской области должен заключить с администрациями муниципальных образований Московской области соглашение об оказании содействия в ведении Реестра объектов потребительского рынка в Московской области.
Также судом правильно установлено, что из текста постановления N 313/17 Положения о Реестре объектов потребительского рынка в Московской области не усматривается как обязанность Администрации городского округа Домодедово по ведению Реестра объектов потребительского рынка в Московской области, так и запрет на ведение Реестра объектов потребительского рынка в городском округе Домодедово.
Кроме того, не включение в Реестр объектов потребительского рынка в городском округе Домодедово не влечет за собой никаких последствий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд с учетом требований п. 2 ст. 192 АПК РФ суд правильно пришел к выводу, что Положение о Реестре объектов потребительского рынка в городском округе Домодедово принято не на основании Положения о Реестре объектов потребительского рынка в Московской области, следовательно, невозможно проверить и его соответствие Положению о реестре объектов потребительского рынка в Московской области.
Также суд проверил доводы заместителя прокурора Московской области, что оспариваемые пункты Положения о Реестре объектов потребительского рынка в городском округе Домодедово противоречат и Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Указу Президента РФ N 65 от 29.01.1992 г. "О свободе торговли", не согласился с ними.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Так, из оспариваемого нормативного акта не следует, что он ограничивает свободу перемещения товаров, работ, услуг, использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также направлен на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов.
Выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 6 сентября 2007 г. по делу N А41-К2-20719/06 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 ноября 2007 г. N КА-А41/11589-07-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании