Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 ноября 2007 г. N КА-А40/11615-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2007 г.
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений NN 179, 183, 184 от 21.02.07 г. Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Налоговой инспекции) "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 27.06.07 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 24.08.07 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные инстанции при этом исходили из того, что налоговый орган правомерно привлек заявителя к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговых деклараций по косвенным налогам за август, сентябрь и октябрь 2006 года, предусмотренных п. 5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения и постановления в связи с нарушением норм материального права. В обоснование чего приводятся доводы о нарушении налоговым органом процедуры проведения камеральной проверки, недоказанностью вины налогоплательщика, нарушением правовых норм.
В судебном заседании представитель Общества доводы кассационной жалобы поддержал, представитель Налоговой инспекции, предоставив отзыв на кассационную жалобу, приводил возражения относительно них.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции считает, что данные судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права.
Судом установлено, что налоговый орган, рассмотрев налоговые декларации, представленные заявителем по косвенным налогам при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь за август, сентябрь, октябрь 2006 г. вынес решения N 179, 183, 184 от 21.02.07 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд установил обстоятельства, которые послужили основанием для вынесения данных решений налоговым органом - заявитель несвоевременно представил указанные выше декларации.
Суд, принимая решение, исходил из того, что согласно п. 5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по косвенным налогам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, утвержденному Приложением N 5 к Приказу Министерства финансов РФ от 28.12.2005 N 163н, декларация подается в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Заявитель не отрицая, что им нарушены сроки предоставления деклараций, однако им приводились доводы о том, что он не может быть привлечен за это к ответственности, поскольку ответственность за указанное нарушение не предусмотрена международным соглашением.
Отклоняя данные доводы, суд исходил из того, что согласно ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Суд пришел к выводу, что обязанность предоставлять налоговую декларацию по тому или иному налогу обусловлена положениями закона об этом виде налога, которыми налогоплательщик отнесен к числу таковых и, учитывая, что налогоплательщиком было допущено нарушение сроков представления деклараций по косвенным налогам за август, сентябрь и октябрь 2006 года, предусмотренных п. 5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации, то в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации Общество было правомерно привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20 340 руб.
Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод является ошибочным.
Согласно ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Заявитель привлечен к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 названной статьи ответственность наступает за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Следовательно, законодательством о налогах и сборах должен быть установлен срок представления налоговой декларации.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит согласно п. 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Спорные правоотношения регулируются международным договором, поскольку спорные налоговые декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь поданы заявителем в соответствии п. 6 Разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг".
Согласно п. 6 Раздела I названного Положения налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Как уже было отмечено выше, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 15.09.2004 заключено Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющимся приложением к названному Соглашению, договаривающиеся стороны определили порядок применения, взимания косвенных налогов, обязанности и права налогоплательщиков при импорте товаров, в том числе установили обязанность по представлению в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций.
Однако, названное Положение не содержит указания на применение мер налоговой ответственности, предусмотренных как международным соглашением, так и национальным законодательством договорившихся стран, за нарушение установленного в Положении срока представления налоговой декларации.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, относящегося к законодательству о налогах и сборах Российской Федерации, а у суда отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в удовлетворении его требований.
При изложенных обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Заявленные ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 27.06.2007 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 24.08.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-10069/07-112-69 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 N 179, N 183, N 184 от 21.02.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 в пользу ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" расходы по кассационной жалобе в размере 1 000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2007 г. N КА-А40/11615-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании