г. Саратов |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А06-3142/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания путем использования системы видеоконференц-связи секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, д.49, ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 августа 2012 года по делу N А06-3142/2012 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, д.49, ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул.Шаумяна, д.47, ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410),
третье лицо: открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (414000, г. Астрахань, ул.Красная Набережная, д.32, ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554)
о признании незаконным решения N 03/925 от 14.02.2012,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" Токарева С.В., действующего по доверенности от 13.01.2012, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области Кузьминой Л.Ю., действующей по доверенности N 12 от 24.01.2012, представителя открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" Лычагиной Е.С., действующей по доверенности N 293 от 30.12.2011,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ОАО "МРСК Юга", Общество, заявитель,) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) от 14.02.2012 N 03/925 об отказе в возбуждении в отношении открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 августа 2012 года в удовлетворении заявления ОАО "МРСК Юга" отказано.
ОАО "МРСК Юга" не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Податель жалобы настаивает на том, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", занимающее доминирующее положение на рынке купли-продажи электрической энергии на территории Астраханской области, своими действиями, которые выразились в направлении уведомлений от 04.07.2011 N 17/01-05АЭ-157 и от 06.07.2011 N 17/06-05АЭ/б/н в адрес ОАО "МРСК Юга" об исключении из приложения 2 к договору от 01.01.2007 N 2 оказания услуг по передаче электрической энергии точки поставки электрической энергии по общедомовому прибору учёта электроэнергии N 0747770801732861 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Димитрова, 11 по причине исключения данной точки поставки электроэнергии из договора энергоснабжения N 440779 по инициативе ООО УК "Микрорайон", влечёт необоснованное завышение ненормативных потерь в сетях ОАО "МРСК Юга", тем самым ущемляет интересы сетевой организации как субъекта розничного рынка электрической энергии. В связи с этим податель жалобы считает неправомерным отказ антимонопольного органа в возбуждении в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" дела о нарушении антимонопольного законодательства.
УФАС по Астраханской области, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых указанные лица возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзывах на неё, дали аналогичные пояснения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей ОАО "МРСК Юга", УФАС по Астраханской области, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ОАО "МРСК Юга" обратилось в УФАС по Астраханской области с заявлением от 13.12.2011 N АЭ/1501/412 на действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", которые выразились в направлении в адрес ОАО "МРСК Юга" уведомлений от 04.07.2011 N 17/01-05АЭ-157 и от 06.07.2011 N 17/06-05АЭ/б/н об исключении из приложения 2 к договору от 01.01.2007 N 2 оказания услуг по передаче электрической энергии точки поставки электрической энергии по общедомовому прибору учёта электроэнергии N 0747770801732861 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Димитрова, 11 по причине исключения данной точки поставки электроэнергии из договора энергоснабжения N 440779 по инициативе ООО УК "Микрорайон". Это, по мнению ОАО "МРСК Юга", влечёт необоснованное завышение ненормативных потерь в сетях ОАО "МРСК Юга", тем самым ущемляет его интересы субъекта розничного рынка электрической энергии и свидетельствует о злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
По результатам анализа указанного заявления решением заместителя руководителя УФАС по Астраханской области Потылицына П.Л., выраженным в письме от 14.02.2012 N 03/925, антимонопольный орган со ссылкой на часть 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", отказал заявителю в возбуждении в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
Полагая, что указанное решение антимонопольного органа является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО "МРСК Юга" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с вышеназванным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления ОАО "МРСК Юга", суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", установил, что споры между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ОАО "МРСК Юга", о разрешении которых заявитель обращался в антимонопольный орган, относятся к гражданско-правовым и не содержат нарушения антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке требований главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели урегулированы Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ в числе прочего запрещается навязывание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Как установлено судом первой инстанции, между ОАО "Астраханьэнерго" (исполнитель) и ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" (заказчик) 01.01.2007 заключен договор N 2 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В соответствии с пунктом 9.1. договор вступает в силу с 01.01.2007 и действует до 31.12.2007.
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО "МРСК Юга" и согласно передаточному акту, утвержденному внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Астраханьэнерго" (Протокол от 21.01.2008 N б/н), 25.12.2007 ОАО "Астраханьэнерго" реорганизовано в форме присоединения к ОАО "МРСК Юга".
ОАО "МРСК Юга" является правопреемником прав и обязанностей ОАО "Астраханьэнерго", в порядке универсального правопреемства к нему перешли все права и обязанности ОАО "Астраханьэнерго".
ОАО "МРСК Юга" приказом Федеральной службы по тарифам от 16.06.2008 N 208-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным номером N 61.1.45, а также в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе "услуги по передаче электрической энергии" в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО "МРСК Юга" в Астраханской области, с долей более 65 процентов (приказом Астраханского УФАС России от 25.95.2008 N 79-п) и в силу статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории, охваченной присоединенной сетью ОАО "МРСК Юга" в Астраханской области.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-0 является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком; включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе "розничная торговля электрической энергией" в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов (приказы Астраханского УФАС России от 19.12.2006 N 145-п и от 27.02.2009 N 25-п).
Следовательно, оба хозяйствующих субъекта занимают доминирующее положение на соответствующих товарных рынках.
Из договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 N 2 следует, что спорные правоотношения между ОАО "МРСК Юга" и ОАО "ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", как сторонами данного договора, сложились на рынке услуг по передаче электрической энергии.
В рамках договора ОАО "МРСК Юга" (сетевая организация) оказывает ОАО "Астраханьэнерго" (гарантирующий поставщик) услуги по передаче электрической энергии, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином установленном законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, а ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" оплачивает оказанные услуги в порядке, установленном договором.
Исполнителем в данном договоре поименовано ОАО "МРСК Юга".
Доминирующее положение на данном рынке занимает ОАО "МРСК Юга". ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" на данном рынке является потребителем услуг ОАО "МРСК Юга".
Действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившиеся в направлении в адрес ОАО "МРСК Юга" уведомлений от 04.07.2011 N 17/01-05АЭ-157 и от 06.07.2011 N 17/06-05АЭ/б/н об исключении из приложения 2 к договору от 01.01.2007 N 2 оказания услуг по передаче электрической энергии точки поставки электрической энергии по общедомовому прибору учёта электроэнергии N 0747770801732861 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Димитрова, 11 по причине исключения данной точки поставки электроэнергии из договора энергоснабжения N 440779 по инициативе ООО УК "Микрорайон", не могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства, поскольку спорные правоотношения между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ОАО "МРСК Юга" возникли при оказании услуг на рынке передачи электрической энергии, а не при осуществлении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" предпринимательской деятельности, связанной с реализацией электрической энергии потребителям Астраханской области, и они не затрагивают интересы третьих лиц - конечных потребителей электрической энергии.
Так судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае граждане-потребители многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Димитрова, 11, напрямую производят оплату за потребленную электроэнергию ОАО "Астраханская энергосбытовая компания".
Доводы апелляционной жалобы о том, что неправомерные действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" приводят к необоснованному завышению ненормативных потерь в сетях ОАО "МРСК Юга" и ущемляют интересы сетевой организации как субъекта розничного рынка электрической энергии, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Сам по себе факт нарушения имущественных прав контрагента по договору не является достаточным основанием для квалификации данных действий, как действий влияющих на состояние конкуренции на определенном рынке товара и соответственно нарушения антимонопольного законодательства.
Как верно указал суд первой инстанции, данный спор между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ОАО "МРСК Юга" носит исключительно гражданско-правовой характер, и соответственно, нарушение одной из сторон своей гражданско-правовой обязанности влечет гражданскую ответственность и не может являться нарушением в сфере антимонопольного законодательства, что согласуется с позицией ФАС России (письма от 15.09.2011 N АГ/35082 и от 12.10.2011 N ЦА/38325).
Антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в свою очередь, ОАО "МРСК Юга" не лишено возможности передать спор на рассмотрение арбитражного суда.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган, действуя в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с частью 8 статьи 44 Федерального закона N 135-ФЗ, принял правомерное решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учётом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества, и правомерно отказал ОАО "МРСК Юга" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Апелляционную жалобу ОАО "МРСК Юга" следует оставить без удовлетворения.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд апелляционной инстанции относит их на ОАО "МРСК Юга". При подаче апелляционной жалобы государственная пошлина Обществом не уплачена.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.
Таким образом, поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы Обществу отказано, с ОАО "МРСК Юга" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 августа 2012 года по делу N А06-3142/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3142/2012
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы, Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: Двенадцатый Арбитражный аппеляционный суд, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"