г. Пермь |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А50-11549/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя, Открытого акционерного общества "Пиломатериалы "Красный Октябрь", - Томилова А.Д., доверенность от 01.01.2012,
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, - Горкунова Л.Н., доверенность от 09.12.2011,
от заинтересованного лица, Министерство лесного хозяйства Пермского края, - Царенко Ю.И., доверенность от 14.03.2012, Бородулин Д.С., доверенность от 28.06.2012,
от заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, - Баев А.Б., доверенность от 10.01.2012,
от заинтересованного лица, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, Открытого акционерного общества "Пиломатериалы "Красный Октябрь",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 октября 2012 года
по делу N А50-11549/2012,
вынесенное судьей Заляевой Л.С.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Пиломатериалы "Красный Октябрь" (ОГРН 1025900759928, ИНН 5903028207)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
заинтересованные лица: Министерство лесного хозяйства Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
о признании действий незаконными, обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды,
установил:
Открытое акционерное общество "Пиломатериалы "Красный Октябрь" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 652 от 11.03.2012 незаконным, об обязании осуществить в установленный законом срок государственную регистрацию договора аренды.
Определениями Арбитражного суда Пермского края от 21.06.2012, 09.08.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Министерство лесного хозяйства Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением суда от 04 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 04 октября 2012 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на ошибочность выводов суда. Положения ст.4.1, 4.4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не содержит никаких исключений. Считает, что проектная документация, государственный учет лесного участка содержат описание границ лесного участка, которое позволяет его индивидуализировать и выделить из состава других объектов. Выписки из государственного лесного реестра пермского края от 11.03.2012 в отношении спорных лесных участков, выданные Министерством лесного хозяйства Пермского края и переданные заявителем на государственную регистрацию, подтверждают факт осуществления государственного учета указанных лесных участков и являются достаточными документами для осуществления государственной регистрации договора аренды. Отказ в государственной регистрации договора аренды является незаконным.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.
Представитель заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, Министерство лесного хозяйства Пермского края в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве приводит положения статей ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", отмечает, что заявитель не должен был представить на государственную регистрацию кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества.
В суде апелляционной инстанции представители заинтересованного лица, Министерство лесного хозяйства Пермского края, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" направили в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, представителей не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.01.2012 N 2 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" 11.03.2012 между Министерством лесного хозяйства Пермского края (Арендодатель) и ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь" (Арендатор) подписан договор N652 аренды лесного участка, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору в аренду по настоящему договору следующие лесные участки общей площадью 51 522,6 га:
лесной участок площадью 37249,6 га,
лесной участок площадью 14273 га.
29.03.2012 представитель ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь" обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию представлены: платежное поручение от 12.03.2012 N 565, доверенность, учредительные документы юридического лица, договор аренды, выписки из государственного лесного реестра Пермского края в отношении лесных участков N 1817-2012-02 и 1818-2012-02 с картами-схемами расположения и границ лесных участков от 11.03.2012.
12.04.2012 регистрирующим органом государственная регистрация договора аренды приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
11.05.2012 регистрирующим органом в государственной регистрации договора аренды заявителю отказано со ссылкой на то обстоятельство, что на кадастровом учете состоят земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами 59:20:0000000:100, 59:20:0000000:228, 59:16:0000000:36. При предоставлении в аренду части лесного участка в составе земель лесного фонда, прошедшего государственный кадастровый учет, должны быть учтены правила учета части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав.
Полагая, что отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 652 от 11.03.2012 является незаконным, Открытое акционерное общество "Пиломатериалы "Красный Октябрь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Как следует из абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст.72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
По правилам п.1 ст. 4.1, п.4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ)
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ)
Вместе с тем, из материалов дела следует, что согласно письму Министерства лесного хозяйства Пермского края от 10.05.2012 N СЭД-48-01-24-123 лесной участок общей площадью 37249,6 га в соответствии со сведениями государственного лесного реестра входит в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 59:20:0000000:100, расположенного по адресу: Пермский край, Ильинский район, Ильинский гослесхоз, а часть лесного участка, расположенного по адресу: Ильинское сельское участковое лесничество (колхоз имени Аликина), кварталы 4 (выделы 1-5), 9 (выделы 1-50) входит в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 59:20:0000000:228, расположенного по адресу: Пермский край, Ильинский район, Ильинский сельский лесхоз и образован из этих участков лесного фонда. Лесной участок общей площадью 14273 га в соответствии со сведениями государственного лесного реестра входит в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 59:21:0000000:36, расположенного по адресу: Пермский край, Карагайский район, Ильинский лесхоз и образован из этого участка лесного фонда (л.д.155).
В связи с чем, в отношении заявленных лесных участков должен быть осуществлен государственный кадастровый учет.
Согласно п.2 ст.26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
(в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 05.06.2012 N 61-ФЗ).
Представленные заявителем планы и схемы лесных участков, а также их описание в договоре аренды не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы заявителя жалобы о том, что выписки из государственного лесного реестра Пермского края от 11.03.2012 в отношении спорных лесных участков, выданные Министерством лесного хозяйства Пермского края и переданные заявителем на государственную регистрацию, подтверждают факт осуществления государственного учета указанных лесных участков и являются достаточными документами для осуществления государственной регистрации договора аренды судом апелляционной инстанции также в силу вышеизложенного отклоняются.
При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации договора аренды, является правильным, требование о признании его незаконным удовлетворению не подлежит.
Доказательств иного в материалах дела не имеется (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы основываются на неверном толковании положений ст.4.1, 4.4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в связи с чем, отклоняются.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04.10.2012 по делу N А50-11549/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь" в федеральный бюджет государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11549/2012
Истец: ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ПК
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю