город Москва |
|
14 декабря 2012 г. |
N А40-68111/12-152-282 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2012
по делу N А40-68111/12-152-282, принятое судьей Семушкиной В.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФРИСТАР" (ОГРН 1105003004182, ИНН 5003087062, 121467, город Москва, улица Ельнинская, 6)
к Московской областной таможне
о признании недействительным решения о корректировке таможенной стоимости;
при участии:
от заявителя: Толстопят В.А. по доверенности от 02.04.2012 N 4;
ответчик: не явился, извещен;
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2012 признано недействительным решение Московской областной таможни о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10130160/170311/0002342, оформленное решением от 16.02.2012 и формами КТС-1 и ДТС-2 к ДТ N 10130160/170311/0002342.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, в удовлетворении требований отказать, по мотивам, изложенным в жалобе.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен в материалы дела.
В судебное заседание представитель таможни не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения исходя из следующего.
Из материалов дела следует, в рамках контракта от 07.07.2010 N 1, заключенного между Mitteks Systems LLP (Великобритания) и ООО "Фристар" (покупатель, Россия) на территорию Таможенного союза ввезен товар - гибкие промежуточные контейнеры (типа "БИТ-БЕГ") из химических текстильных материалов торговой марки "Lanex A.S.", страна происхождения - Чехия, страна отправления - Латвия. Товар задекларирован на Ступинском таможенному посту Московской областной таможни.
В разделе 1 контракта стороны согласовали, что продавец обязуется поставить в адрес покупателя товар, указанный в спецификации N 1 к контракту; ассортимент, количество и стоимость товара определяются на каждую партию приложениями к контракту; товар продается на условиях DDU г. Москва согласно ИНКОТЕРМС 2000.
Согласно положениям раздела 2 контракта все цены указываются на условиях DDU г. Москва без НДС. Оплата товара производится покупателем на каждую партию товара согласно инвойсу банковским переводом по реквизитам, указанным продавцом, в долларах США или евро по курсу ЦБ РФ на день платежа банковским переводом (раздел 3 контракта). Исходя из пункта 10.1 контракта любые приложения и дополнения к Контракте являются его неотъемлемой частью и имеют силу при условии, если они выполнены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон. Согласно пункту 10.4 стороны определили, что контракт подчиняется российскому законодательству.
В дополнительном соглашении от 07.10.2010 N 1 стороны договорились о том, что продавец обязуется поставить товар, указанный в спецификации N 2 к контракту, при этом ассортимент, количество и стоимость определяются на каждую партию приложениями к Контракту.
В спецификации от 07.10.2010 N 2 определен предмет купли-продажи.
На товар заявителем на таможню 17.03.2011 подана таможенная декларация ДТ N 10130160/170311/0002342.
Таможенная стоимость товаров заявлена декларантом по первому методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предусмотренному Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" в размере 1.301.877 руб.
При совершении таможенных операций, направленных на выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, в целях подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров обществом представлены необходимые документы и сведения.
Товар по ДТ N 10130160/170311/0002342 после проведения проверки Ступинским таможенным постом Московской областной таможни выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой 17.03.2011 с подтверждением и принятием заявленной таможенной стоимости, без замечаний, по первому основному методу - по стоимости сделки.
08.02.2012 Московской областной таможней в порядке ведомственного контроля принято решение N 10130000/080212/06 о пересмотре, в порядке ведомственного контроля, принятого решения, совершенных действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица и отменила решение Ступинского таможенного поста Московской областной таможни о принятии заявленной таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены обществом в ДТ N 10130160/170311/0002342.
Впоследствии Московская областная таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом по ДТ 10130160/170311/0002342, которое оформлено решением Московской областной таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных ООО "ФРИСТАР" в ДТ N 10130160/170311/0002342 от 16.02.2012 и формами КТС-1, ДТС-2 к ДТ N 10130160/170311 /0002342 от 05.03.2012.
По результатам указанной корректировки обществу доначислены к уплате дополнительные таможенные платежи в сумме 486.693, 32 руб.
Общество оспорило решение таможенного органа в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара не соответствует требованиям Таможенного кодекса Таможенного союза, Закону Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), при подаче таможенной декларации в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В соответствии с п. 4 ст. 65 ТК ТС заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В статье 64 ТК ТС закреплено, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с п. 3 ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных Кодексом, - таможенным органом.
Статьей 65 ТК ТС предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (п. 1).
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 4).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (Соглашение) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза, и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно или в пользу продавца.
Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленной при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, установлен в приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (Перечень).
По смыслу положений ст. ст. 65, 69 ТК ТС в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров являются недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности, недостоверности, неподтвержденности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и не опровергаются иными документами.
Статьей 7 Соглашения предусмотрено, что сведения, заявляемые в декларации таможенной стоимости, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. Заявляемая таможенная стоимость ввозимых товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. За достоверность сведений, указанных в декларации таможенной стоимости, несет ответственность лицо, определенное международными договорами государств - участников таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в таможенном союзе. С момента принятия таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров, декларации таможенной стоимости эта декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Методы определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении об определении таможенной стоимости.
Согласно п. 1 ст. 2 Соглашения об определении таможенной стоимости основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этим товарами в значении, установленном в статье 4 данного Соглашения.
Согласно п. 1 ст. 2 Соглашения об определении таможенной стоимости основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 данного Соглашения.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей ст. ст. 6, 7 Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей стороны о коммерческой тайне.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со ст. ст. 6 и 7 Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (ст. 8), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со ст. 9 Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со ст. 10 Соглашения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вы воза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 данного Соглашения.
При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. Платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (п. 2).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" указано, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закон у форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможня должна указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.20005 N 13643/04).
По смыслу положений Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также с учетом разъяснений Высшего арбитражного Суда РФ, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товар по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Таким образом, при использовании резервного метода определения таможенной стоимости, таможенным органом должны быть установлены безусловные основания его применения.
Из решения о корректировке таможенной стоимости товаров следует, что таможней произведена корректировка таможенной стоимости по резервному методу на основе метода стоимости сделки с однородными товарами.
Согласно ст. 3 Соглашения "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены на единой таможенной территории таможенного союза. Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
В статье 7 Соглашения разъяснено, что корректировка по методу с однородными товарами проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.
Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" определен порядок контроля таможенной стоимости товаров, согласно которому, для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
Таможенным органом не представлено доказательств в связи, с чем в качестве источника ценовой информации использованы сведения, содержащиеся именно в ДТ N 10130160/170311/0002342, а не сведения, содержащиеся в других ранее представлявшихся ООО "ФРИСТАР" ДТ в отношении того же товара.
Сведений о сопоставимости условий сделок с оцениваемым и сравниваемым товаром таможней не представлено.
В рассматриваемом случае сторонами контракта во взаимоотношении сторон по его (контракта) исполнению используются обычаи делового оборота, согласно которых ассортимент и количество товаров для конкретной поставки формируется продавцом на основании заказов покупателя. Заказы направляются покупателем продавцу посредством электронной почты. Цена оговаривается также в заказе на конкретную поставку.
Достоверность заявленных сведений о таможенной стоимости должна подтверждаться информацией, содержащейся в коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам, в обязательной корреспонденции с условиями, согласованными сторонами во внешнеторговом контракте, который отвечает требованиям международного частноправового законодательства и гражданского законодательства Российской Федерации.
Наличие каких-либо расхождений относительно ценовой информации, содержащихся в коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся именно к этой, конкретной поставке (сделке) с товарами, ввезенными обществом по ДТ таможенным органом не выявлено и в обжалуемом решении не указаны.
Цена товара является результатом переговорного процесса, учитывающего интересы сторон, и подтверждающегося контрактом, инвойсом, товаросопроводительными документами, фактом реального осуществления сделки.
Таможней представлено доказательств невозможности использования стоимости сделки купли-продажи, указанную в инвойсе на поставленный товар, в качестве основы для определения таможенной стоимости по стоимости сделки, не опровергнута достоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, и не установлена зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий. При этом различие цены сделки по данной ДТ и ценовой информации, содержащейся в других источниках (других ДТ) само по себе не свидетельствуют о недействительности документов, представленных заявителем и (или) фиктивном характере внешнеэкономических договорных отношений.
При таких обстоятельствах, решение суда принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2012 по делу N А40-68111/12-152-282 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68111/2012
Истец: Блинов И. ф., ООО "ФРИСТАР"
Ответчик: Московская областная таможня
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13251/13
20.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-16523/12
14.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33726/12
31.08.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-68111/12