город Ростов-на-Дону |
|
14 декабря 2012 г. |
дело N А32-13930/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от открытого акционерного общества "Ейский морской порт" - представитель - Колдовская Евгения Валерьевна, доверенность от 10.01.2012 г. N 3,
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представитель - Лукьянов Виталий Иванович, доверенность от 16.07.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ейский морской порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2012 по делу N А32-13930/2012
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Ейский морской порт"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ейский морской порт" (далее - ОАО "Ейский морской порт") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление Ространснадзора по ЮФО) о признании незаконным и отмене постановления N 76/07-12/12 от 24.04.2012 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Решением суда от 12.09.2012 г. постановление управления N 76/07-12/12 от 24.04.2012 г. признано незаконным в части назначения наказания. Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Ввиду неустановления отягчающих ответственность общества обстоятельств суд снизил сумму штрафа до минимального предела.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Ейский морской порт" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 12.09.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что обществом предприняты все зависящие от него меры по предотвращению совершения правонарушения, что свидетельствует об отсутствии вины. Судом не учтено, что обществом заключен договор со специализированной организацией по оценке уязвимости спорного объекта. Исполнитель по договору выполнял оценку длительный срок. Отсутствует событие правонарушения и в части закрытия КПП N 2 и N 4, которое произведено в целях защищенности портового средства.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что обществом предприняты все зависящие от него меры по предотвращению совершения правонарушения.
Представитель управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в марте 2012 года Краснодарской транспортной прокуратурой совместно сотрудниками управления Ространснадзора по ЮФО проведена проверка соблюдения обществом "Ейский морской порт" законодательства о транспортной безопасности.
В ходе проверки установлено нарушение обществом обязательных требований международных договоров и нормативно-правовых актов Российской Федерации в области исполнения требований обеспечения транспортной безопасности.
По результатам проверки, прокуратурой 30.03.2012 г. в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении.
Материалы проверки переданы в Управление Ространснадзора по ЮФО для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Постановлением управления N 76/07-12/12 от 24.04.2012 г. ОАО "Ейский морской порт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, ОАО "Ейский морской порт" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно статье 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (статья 8 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 2 приказа Минтранса РФ от 12 апреля 2010 г. N 87).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п. 16.3.2 Международного кодекса по охране судов и портовых средств таким планом должны охватываться, в том числе, меры для предотвращения неразрешенного доступа на территорию средства, на ошвартованные суда и на участки ограниченного доступа на территории средства.
В соответствии с п. 16.1 части 1 Международного кодекса по охране судов и портовых средств каждое портовое средство должно иметь план его охраны, адекватный для взаимодействия судно/порт, разрабатываемый и выполняемый на основе оценки охраны портового средства.
Согласно п. 16.59 части В Международного кодекса по охране судов и портовых средств, план охраны портового средства должен пересматриваться, если результаты проведения новой оценки защищённости отличаются от предыдущих, а, в случае изменения системы охраны и смены владельца или управленческого состава портового средства - должна проводиться новая оценка защищённости.
Из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.03.2012 г. и оспариваемого постановления N 76/07-12/12 от 24.04.2012 г. усматривается, что обществом "Ейский морской порт" допускается нарушение вышеназванных нормативных положений, выраженное в непроведении оценки охраны портового средства "Универсальный морской терминал ОАО "Ейский морской порт" и несоставлении плана охраны портового средства в связи с изменением системы охраны.
Так, из материалов дела усматривается, что уведомление Федерального агентства морского и речного транспорта N АД-29/8704 от 05.09.2011 г. о присвоении объекту транспортной инфраструктуры - "Универсальный морской терминал ОАО "Ейский морской порт" первой категории и включении его в Реестр категорированных объектов получено обществом 15.09.2011 г.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно пункту 4 Требований, они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
В соответствии с пунктом 5.7 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
В нарушение вышеназванных требований общество не обеспечило в трехмесячный срок с момента получения вышеназванного уведомления проведение оценки уязвимости объекта - "Универсальный морской терминал ОАО "Ейский морской порт", план обеспечения транспортной безопасности объекта не разработало.
Учитывая изложенное, вывод административного органа о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения является обоснованным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о принятии им всех необходимых мер для предотвращения нарушения не принимается судебной коллегией.
Так, договор N 113601 на проведение оценки уязвимости и разработку плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с аккредитованной организацией заключен 21.09.2011 г.
Согласно пункту 4.1 договора N 113601 от 21.09.2011 датой начала проведения работ является дата поступления аванса на расчетный счет исполнителя, а также получения исходных данных в объеме, необходимом для исполнения настоящего. По платежному поручению N 2549 от 05.10.2011 г. общество произвело предоплату по договору в размере 50%.
Пункт 5 приказа Минтранса РФ от 12.04.2010 г. N 87 определяет, что срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней (пункт 8 приказа N 87).
Отчет об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры "Универсальный морской терминал ОАО "Ейский морской порт" был передан ЗАО "Эскорт-Центр" 27.02.2012 г, т.е. через пять месяцев после получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов, что привело к нарушению установленного срока.
При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие договора на проведение оценки уязвимости, ее утверждение и разработку плана обеспечения транспортной безопасности между обществом и ЗАО "Эскорт-Центр" не может квалифицироваться как соблюдение требований вышеприведенных норм, поскольку на момент проверки со стороны заявителя не были предоставлены доказательства о надлежащем исполнении со стороны общества договора с указанной организацией с целью соблюдения сроков, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу управлением не допущено.
Поскольку обстоятельств, отягчающих ответственность заявителя, не установлено, суд первой инстанции обоснованно снизил сумму штрафа до минимального предела, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2012 по делу N А32-13930/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л. А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13930/2012
Истец: ОАО "Ейский морской порт"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Управление гос. авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО ФС по надзору в сфере транспорта