г. Самара |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А55-23816/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Самарский кирпич" - Спекторова И.А.; доверенность от 03.10.2012 года,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Филюк Т.В.; доверенность от 22.10.2012 года N Д05-01/2611,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2012 года по делу N А55-23816/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Самарский кирпич", (ОГРН 1046300550262), г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка N СП-9/-1076-0-1 от 03.05.2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самарский кирпич" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 63:01:0612001:0001, площадью 26741,70 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, 1, содержащегося в сообщении N СП-9/-1076-0-1 от 03.05.2012 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований ОАО "Самарский кирпич" о признании незаконным отказа Департамента в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 63:01:0612001:0001, площадью 26741,70 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, 1. содержащегося в сообщении N СП-9/-1076-0-1 от 03.05.2012 и обязании устранить допущенные нарушения.
В апелляционной жалобе указывает, что ОАО "Самарский кирпич" обратился в Департамент с заявлением об изготовлении градостроительного плана земельного участка для реконструкции вышеуказанных объектов недвижимости.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Письмом Департамента от 03.05.2012 N СП-97-1076-0-1 заявителю отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка для реконструкции вышеуказанных нежилых зданий, в связи с тем, что согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, указанный земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4), где строительство (реконструкция) нежилых зданий (строй цех, склад запчастей, здание заводоуправления) не соответствует разрешенным видам использования недвижимости.
Податель жалобы ссылается на то, что подготовка градостроительного плана применительно к земельным участкам, не предназначенным для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, действующим законодательством не предусмотрена.
Податель жалобы считает, что из статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что нормы Градостроительного кодекса РФ не предполагают возможности отказа собственнику земельного участка в выдаче градостроительного плана, основан на неправильном толковании норм законодательства, поскольку пунктом 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ прямо определены виды земельных участков, применительно к которым осуществляется подготовка градостроительного плана земельного участка.
Податель жалобы ссылается на то, что заявитель обратился в Департамент с заявлением с целью реконструкции вышеуказанных нежилых зданий, а не для получения информации, о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка, определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и что согласно пункту 3.2 Регламента, утверждения градостроительных планов земельных участков (далее - Регламент), утвержденного распоряжением Департамент от 30.12.2008 N Д05-01-06/104, на который ссылается ОАО "Самарский кирпич" в заявлении о признании незаконным решения N СП-9/-1076-0-1 от 03.05.2012, Департамент отказывает в подготовке градостроительных планов земельных участков, в том числе в случае несоответствия намерений заявителя по использованию земельного участка установленным видам разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ОАО "Самарский кирпич" считает решение суда законным и обоснованным, по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ОАО "Самарский кирпич" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0612001:0001, площадью 26741,70 кв.м., расположенный по адресу г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, 1, на также находящиеся на нем здание заводоуправления площадью 285,6 кв.м., здание стройцеха, склада запчастей площадью 215,9 кв.м., находящиеся по адресу : г. Самара, ул. Соколова 1, что подтверждается свидетельствами о праве собственности (л.д.4, 22, 32)
ОАО "Самарский кирпич" обратилось в Департамент архитектуры и строительства городского округа Самары с заявлением об изготовлении градостроительного плана для реконструкции вышеназванных нежилых зданий.
Сообщением от 3 мая 2012 года N СП -9/-1076-0-1 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара отказал заявителю в подготовке градостроительного плана земельного участка. При этом, Департамент сослался на то, что согласно Правилам застройки и землепользования, утвержденным Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 земельный участок ОАО "Самарский кирпич" находится в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4). Строительство (реконструкция) нежилых зданий (стройцех, склад запчастей, здание заводоуправления) в зоне Ж-4 не соответствует разрешенному виду использования недвижимости в данной зоне.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (пункт 2 названной статьи).
Согласно пункту 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков (пункт 4 названной статьи).
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 названной статьи).
Согласно пункту 17 статьи 46 Кодекса орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Судом верно отмечено в решении, что нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не предполагают возможности отказа собственнику земельного участка в выдаче градостроительного плана.
Нахождение на земельном участке ранее возведенных объектов недвижимости, не соответствующих видам разрешенного использования, определенным Правилами застройки и землепользования, не является препятствием к выдаче градостроительного плана.
Судом сделан правильный вывод о том, что обжалуемым отказом Департамент нарушил требования статьи 44 и пункта 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и что обжалуемый отказ нарушает интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дает суду основание для признания указанного решения незаконным.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Податель жалобы ссылается на то, что имеется ограниченный перечень земельных участков, применительно к которым осуществляется подготовка градостроительного плана земельного участка.
Поскольку пунктом 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ прямо определены виды земельных участков, применительно к которым осуществляется подготовка градостроительного плана земельного участка.
Однако в соответствии с частью 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ).
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0612001:0001, площадью 26741,70 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, 1, являющийся собственностью ОАО "Самарский кирпич", является застроенным земельным участком, на котором расположены административные и производственные корпуса предприятия, в том числе здание заводоуправления площадью 285,6 кв.м., здание стройцеха, склада запчастей площадью 215,9 кв.м., что подтверждается свидетельствами о праве собственности (л.д.4, 22, 32).
Таким образом, подготовка Градостроительного плана в отношении этого участка прямо предусмотрена Градостроительным кодексом РФ.
Суд с учётом буквального содержания статей 44, пункта 17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ правильно указал, что целью подготовки градостроительных планов земельных участков является предоставление собственнику информации о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка, с учетом его границ, публичных сервитутов, градостроительных регламентов, возможностей сетей инженерно-технического обеспечения и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Изготовление градостроительного плана земельного участка является обязанностью ответчика по делу в 30-дневный срок со дня его обращения.
В соответствии с пунктом 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Такое указание в законе является безусловным.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2012 года по делу N А55-23816/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23816/2012
Истец: ОАО "Самарский кирпич"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара