г. Владивосток |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А51-11817/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко,
судей К.П. Засорина, Л.Ю. Ротко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-9876/2012
на решение от 27.09.2012
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-11817/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску Артемовского муниципального унитарного предприятия "Ритуал-Сервис"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамент финансов Приморского края
о взыскании 163392 руб.
при участии:
от Министерства финансов Российской Федерации: Панфилова В.С. - специалист 1 разряда по доверенности N 20-11-29/22 от 08.02.2012 (сроком действия по 31.12.2012);
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Панфилова В.С. - специалист 1 разряда по доверенности N 20-11-29/21 от 07.02.2012
истец, Департамент финансов Приморского края в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Артемовское муниципальное унитарное предприятие "Ритуал-Сервис" обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 163392 руб. расходов, понесенных истцом в период с 2010 по 2011 год при погребении умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего.
Решением суда от 27.09.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись решением суда, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указало, что органы Федерального казначейства организуют и осуществляют исполнение федерального бюджета в строгом соответствии с поступающими из Федерального казначейства расходными расписаниями, в связи с чем УФК по Приморскому краю не является надлежащим лицом, участвующим по данному делу. Расходные обязательства по финансовому обеспечению спорных услуг распределяются между РФ и субъектами РФ в зависимости от того, являлся ли умерший на момент смерти работником или пенсионером. Также не согласилось с примененными истцом тарифами при расчете суммы иска, периодом взысканной задолженности.
В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные истец и третье лицо - департамент финансов Приморского края явку представителей не обеспечили. С согласия представителя ответчика и третьего лица - УФК по ПК апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением администрации Артемовского городского округа от 30.08.2005 N 53-па муниципальное унитарное предприятие "Ритуал-Сервис" наделено правами единой городской специализированной службы по вопросам похоронного обслуживания на территории Артемовского городского округа.
В 2010 году истец осуществил погребение 17 умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством сроки, в 2011 году - 16, и составил соответствующие заявки о возмещении расходов. Факт оказания указанных услуг по погребению подтвержден материалами дела, в том числе заявками, справками о смерти, актами о приемке работ по захоронению неопознанных умерших.
В связи с наличием у истца невозмещенных расходов, возникших в связи с осуществлением предприятием в период с апреля по ноябрь 2010 года и с марта по июль 2011 года погребения умерших неустановленных лиц в общем размере 163392 руб., истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Вместе с тем, п. 2 ст. 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов, связанных с погребением.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 12 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 ст. 9 настоящего Федерального закона.
Во исполнение статей 9, 12 Закона о погребении постановлением администрации Артемовского городского округа от 10.12.2009 N 1486-па с 01.01.2010 стоимость услуг, предоставляемых Артемовским муниципальным унитарным предприятием "Ритуал-Сервис" по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить их погребение, а также умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством сроки, утверждена в размере 4800 руб.
Согласно постановлению администрации Артемовского городского округа от 04.03.2011 N 265-па названное постановление изменено в части стоимости соответствующих услуг, составляющей на 2011 год 5112 руб.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение затрат по захоронению невостребованных умерших должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Приморский край соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет г.Владивостока, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы в размере 163392 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы Минфина РФ о неправильном распределении судом обязанностей по финансированию расходов на погребение между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а также доводы о неправильном определении тарифов на погребение.
Судом не принимается в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований ссылка ответчика на отсутствие доказательств обращения истца в финансовый орган муниципального образования и получения отказа, поскольку закон не ставит в зависимость от указанного обстоятельства возможность обращения истца в суд за защитой нарушенного права.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемого решения.
Анализируя и оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает, что Арбитражным судом Приморского края надлежащим образом этим доказательствам дана правовая оценка с позиции их относимости, допустимости и достоверности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Разрешая вопрос о распределении по делу судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывает, что в соответствие с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.09.2012 года по делу N А51-11817/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Шевченко |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11817/2012
Истец: Артемовское муниципальное унитарное предприятие "Ритуал-Сервис"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Департамент финансов Администрации Приморского края, Департамент финансов Приморского края, Управление Федерального Казначейства, Управление Федерального казначейства по Приморскому краю